Что есть ипостась? Кратко плиз — на пальцах.. . :

Что есть ипостась? Кратко плиз — на пальцах.. . :

  1. Сущность: человек, кот; Ипостась: человек-Маша, Дима; кот — Семен, Борис) )

    Ипостась — конкретное проявление сущности.

  2. Образ Бога в глазах или чувствах людей. Иисус Христос, например — Бог, святой дух — тот же бог, то есть он же, только в другом виде. Христос — одна ипостась, Дух Святой — другая, Бог- Отец — создатель неба и земли — он же — ещ одна Ипостась.
  3. Ипостась (греч. — сущность, основание) — богословское понятие, введенное для разграничения лиц Св. Троицы; по своему происхождению — философский термин, использовавшийся последователями Аристотеля в значении «индивидуальный, реально существующий». После собора 362 года, созванного Афанасием Александрийским специально для разрешения противоречий, понятие «ипостась» стало употребляться только в значении лица Св. Троицы при указании отличительных свойств каждого из трех лиц. В дальнейшем это понятие было окончательно доработано богословами Ново-Никейской лиги — Василием Великим и Григорием Богословом
  4. Определенное проявление личности.
  5. Ипостась в широком смысле это понятие, введенное для разграничения индивидуально-функциональных проявлений одной сущности.
    Личный пример: я гражданин, налогоплательщик, избиратель; при том я же муж, отец, любовник, спортсмен, выпивоха, сквернослов; помимо того же я изобретатель, рифмоплет, преподаватель; иногда я же пассажир, пациент, покупатель. Эти ипостаси могут выступать отдельно, а могут и коррелироваться: рифмоплет сочетаться с любовником, тот же любовник с пациентом, а покупатель всегда существует для какой-либо моей ипостаси (в зависимости от этого я иду в разные магазины и обращаю внимание на разные товары) и все это в одном теле (которое таким образом тоже ипостась меня даже в моем бессознательном состоянии) .
    Классический пример: Солнце собственно масса материи в центре нашей системы, гравитационное поле вокруг этого тела, электромагнитное излучение этого тела. Каждое из этих проявлений обуславливают друг друга, но и каждое может восприниматься отдельно.
    Ипостась отражает многогранность мироздания вообще и личности в частности.
  6. Понятие ипостась в обиходном языке означало просто существование.
  7. Ипостась — понятие православного богословия, принятое для выражения способа бытия Божественной природы (сущности) , равнозначно понятию Лицо .

    Понятие ипостась в обиходном языке означало просто существование. Попадая в философию, оно стало принимать значение индивидуального бытия. Смысл этого понятия был преобразован православным богословием Великих Каппадокийцев: св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского.

    Прежде всего, Великие Каппадокийцы последовательно разграничили смысл понятий сущность (природа, естество) и ипостась . Следуя их пониманию, различие между сущностью и ипостасью есть различие между общим и особенным (частным) .
    Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица , учит св. Василий Великий. Первое, говорит также св. Григорий Богослов, означает природу Божества, а последнее — личные свойства Трех . Св. Григорий Нисский разъяснял, что три Ипостаси относятся к отличному в Боге, а Бог есть имя единой и неразличимой сущности.

    Отождествив Лицо и Ипостась, Великие Каппадокийцы ввели новое понятие личность , которого не знал языческий мир. Следуя их мысли, личность не является частью сущности или природы, не сводится к природному бытию, не мыслится в природных категориях.

    Божественные Лица, по словам ученика Великих Каппадокийцев свт. Амфилохия Иконийского, есть способ бытия Божественной природы. Это значит, что единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного отношения к человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное) существование, Его природа существует лично, она живое личное бытие. При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум. Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира.

    Ипостасью Богочеловека Иисуса Христа в Православии признается Ипостась Сына Божия, Нетварного Божественного Логоса. К Ипостаси Иисуса Христа прилагается наименование единой и сложной.

  8. Ипостась — это личность

Leave a Comment