Каталог книг

Хадис: Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

"Он (Мухаммад) не говорит по своему желанию. Он (слова, сходящие с его уст) не иначе как Божественное Откровение, внушаемое ему (Господом миров)". (Св. Коран, 53:3-4)

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Ганиев И. (сост.) Хадис. Учебное пособие Ганиев И. (сост.) Хадис. Учебное пособие 251 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Людмила Миллер Спортивная медицина: учебное пособие Людмила Миллер Спортивная медицина: учебное пособие 299 р. litres.ru В магазин >>
Вячеслав Малофеев Вышкомонтажник. Учебное пособие Вячеслав Малофеев Вышкомонтажник. Учебное пособие 859 р. ozon.ru В магазин >>
М. Б. Рукодельникова Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учебное пособие М. Б. Рукодельникова Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учебное пособие 149 р. litres.ru В магазин >>
Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао Китайский язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебное пособие Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао Китайский язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебное пособие 626 р. book24.ru В магазин >>
Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао Китайский язык. Второй иностранный язык. 7 класс. Учебное пособие Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао Китайский язык. Второй иностранный язык. 7 класс. Учебное пособие 626 р. book24.ru В магазин >>
М. Б. Рукодельникова Китайский язык. Второй иностранный язык. 6 класс. Учебное пособие М. Б. Рукодельникова Китайский язык. Второй иностранный язык. 6 класс. Учебное пособие 149 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Купить книгу Хадис: Учебное пособие Диля с доставкой

Хадис: Учебное пособие

"Он (Мухаммад) не говорит по своему желанию. Он (слова, сходящие с его уст) не иначе как Божественное Откровение, внушаемое ему (Господом миров)". (Св. Коран, 53:3-4)

Книга 2014 года

Похожие книги Форма добавления комментария Меню сайта ТОП авторов Популярное Вход для клиентов Дополнительно

Сказки зарубежных писателей © 2018.

Книжный магазин с доставкой курьером или Почтой России. Лучшие цены в РФ. Диля Хадис: Учебное пособие

Покупая наши книги в интернет магазине доставка по России производится в город Москва, Санкт-Петербург, Абакан, Альметьевск, Ангарск, Арзамас, Армавир, Артём, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Березники, Бийск, Благовещенск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Грозный, Дербент, Дзержинск, Димитровград, Екатеринбург, Елец, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Камышин, Кемерово, Киров, Киселёвск, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Кызыл, Ленинск-Кузнецкий, Липецк, Люберцы, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Междуреченск, Миасс, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Назрань, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новокуйбышевск, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новотроицк, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новошахтинск, Новый Уренгой, Ногинск, Норильск, Ноябрьск, Обнинск, Одинцово, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Самара, Саранск, Саратов, Северодвинск, Северск, Сергиев Посад, Серпухов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Хабаровск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и другим городам Российской Федерации почтой России, курьером, с помощью курьерской службы, либо в пункт самовывоза.

Источник:

love-magus.ru

Хадис: Учебное пособие

Книгопоиск: поисковая система книг

по более чем 30 российским книжным интернет-магазинам. Найди книгу для себя!

Хадис. Учебное пособие Наличие в интернет-магазинах Описание книги Купить эту книгу можно в интернет-магазинах Поделиться ссылкой на книгу Содержание книги

История возникновения науки хадисоведения

Составление первых сводов

Золотой век хадисоведения

Развитие хадисоведения в последующие века

Хадисоведение на современном этапе

Понятие о хадисе и сунне

Хадис 1. Дела [оцениваются] только по намерениям

История появления хадиса

Хадис 2. Ислам, вера и чистосердечие

Хадис 3. Столпы ислама и его великие основы

Хадис 4. Стадии творения человека и завершение

Хадис 5. Запрет нововведений

Хадис 6. Дозволенное и запретное

Хадис 7. Религия есть проявление искренности

Хадис 8. Придерживаться лёгкого и не создавать

История появления хадиса

Хадис 9. Принято может быть только благое и

Хадис 10. Метод донесения истины и наставления

на истинный путь

Хадис 11. Занятость тем, что приносит пользу

Хадис 12. Братство по вере

Хадис 13. Доброе слово и соблюдение прав гостя и

как проявление веры

Хадис 14. Не гневайся, и ты будешь в раю

Хадис 15. Богобоязненность и благонравие

Хадис 16. Помощь и поддержка Всевышнего

Хадис 17. Стыдливость от веры

Хадис 18. Три типа людей, к которым Всевышний не

Хадис 19. Верующий - воплощение

Хадис 20. Дающая рука имеет приемущество над

Хадис 21. Запрещение несправедливости

Хадис 22. Широта милости Аллаха Всевышнего

Хадис 23. Любое праведное дело - садака

Хадис 24. Благочестие и греховность

Хадис 25. Ожирение, чрезмерный сон, леность и

Хадис 26. Врата блага и пути правильного

Хадис 27. Веления и запреты Всевышнего

Хадис 28. Истинная суть отречения от мира и

Хадис 29. Три запретные и нежелательные вещи

Хадис 30. Быть среди людей, но вместе с Господом

Хадис 31. Устранение порицаемого

Хадис 32. Братство в исламе и права мусульманина

Хадис 33. О том, что содержит в себе благо

Хадис 34. Справедливость, милость и

Хадис 35. Средства приближения к Господу и

Хадис 36. Освобождение от ответственности

Хадис 37. Использование этого мира для

Хадис 38. Соблюдение шариата-

Хадис 39. Правда, ложь и их последствия.

Хадис 40. Рай окружен ненавистным, а ад -

Последние поступления в рубрике "Ислам"

Вниманию читателей предлагается книга русского духовного писателя П.А.Позднева (1853--1934), посвященная исследованию истории и учения дервишей --- мусульманских монахов, приверженцев суфизма. Рассматривается происхождение дервишества в исламе, а также возникновение первых суфийских общин и их распространение в разных странах..

Имам Хасан ал-Муджтаба был внуком Пророка Мухаммада (С) и принадлежал к числу самых близких ему людей. Он был не только озарен любовью своего деда, но и воспитывался, имея перед глазами пример величайшего из пророков..

В очередной выпуск продолжающегося издания вошли статьи по проблемам изучения религий народов Востока. Рассматривается история взаимоотношений государства и церкви на территории Росийской империи (буддизм в Бурятии, ислам в Бухаре и Хиве) и. .

Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете?", "где купить книгу?" и "в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?", то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Хадис. Учебное пособие в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.

В одной квартире с незнакомцем

06.12.2017 Новые книги от «Эксмо», «Бомборы», «ГрандМастера» и «fanzon» в декабре Жан-Поль Бельмондо "Тысяча жизней", Пол Бейти "Продажная тварь", Михаил Ширвиндт "Мемуары двоечника" и много других интересных книг .

14.11.2017 Новые книги от АСТ в ноябре Крис Колфер «Удар молнии», Сергей Тармашев «Иллюзия», Радислав Гандапас «Полная Ж: Жизнь как бизнес- проект», Януш Леон Вишневский «Все мои женщины. Пробуждение» и много других интересных новинок .

14.11.2017 Новинки от Эксмо, ГрандМастера, fanzon и Like Book в ноябре Дженнифер Макмахон "Остров потерянных детей", Гийом Мюссо "Квартира в Париже", Жереми Фель "Волки у дверей" и много других интересных книг .

30.10.2017 Объявлен шорт-лист "Русского Букера" В шорт-лист вошли "Тайный год" Михаила Гиголашвили, "Заххок" Владимира Медведева, "Свидание с Квазимодо" Александра Селихова .

02.10.2017 Книжные новинки от «Эксмо», «ГрандМастера», «fanzon» и «Freedom» в октябре Виктор Пелевин "iPhuck 10", Владимир Войнович "Фактор Мурзика", Эмили Бликер "Крушение", Лю Цысинь "Задача трех тел" и много других интересных книг .

© 2010-2015 Книгопоиск .ru поиск книг по интернет-магазинам

Источник:

www.knigo-poisk.ru

Продажа: Хадис

Хадис. Учебное пособие

Год выхода: 2014 г.

Наличие: На складе

Формат: 60x90/16 (145х215 мм)

Переплет: Твердый переплет

Вашему вниманию предлагается учебное пособие ХАДИС. 'Ильм аль-хадис (наука о хадисах) — это наука, которая занимается определением степени достоверности хадисов и их передатчиков. Такую науку называют хадисоведением.

Популярные товары Территориальные кластеры. Семь инструментов управл.

Цитата "Инновационная деятельность зачастую связана с особым видом кла.

150 ритуалов для привлечения денег

Современный мир наполнен символами и знаками, имеющими зачастую нескол.

А вот и я! Блокнот

Блокнот для записей и зарисовок, обложка выполнена в стиле одного из в.

Источник:

skupiknigi.ru

Методика преподавания хадисов - Islam Education

Islam Education

Исламская система воспитания и обучения

Методика преподавания хадисов Основы чтения и преподавания хадиса. Введение в тему

Методика изучения и преподавания хадисов предназначена для представления целостной методической системы формирования знаний о хадисоведении; систематизации форм и методов обучения по данной дисциплине; а также для формирования единства взглядов на содержание занятий и методику их проведения.

Наука хадис преподавалась веками, в связи с чем сложились определенные принципы и методы преподавания. Для того чтобы не только правильно читать и понять хадисы, но и получить из чтения хадиса удовольствие (благополучие), необходимо следовать традиционной методологии изучения сунны. Более того, игнорирование этих основ воспринимается как неуважение к истине. «Результаты, достигаемые без соблюдения традиционных основ чтения, могут оказаться правильными, но, все же, они будут иметь недостатки, поэтому такое чтение называется противоречием к основам[1]», – пишет турецкий ученый И.-Л. Чокан.

Методика преподавания хадисов по традиции основывается на двух составляющих хадисоведения: на изучении и толковании преданий о Пророке, мир ему и благословение[2], а также изучении терминологии хадисов. Оба компонента хадисоведения реализуются с целью изучения религиозно-нравственных проповедей проро­ка Мухаммада, разъяс­няющих положения Корана по широкому кругу вопросов, связанных с вероучением и культом ислама, образом жизни мусульман. Также «хадисом» принято означать поведение пророка в конкретных ситуациях, его отношение к отдель­ным жизненным явлениям и событиям, а также его комментарии (толкования) к таким событиям.

Направленные на формирование у студентов правильных представлений о природе, сущности и значении ислама, оба вышеупомянутых вектора изучения хадисов занимают важное место в системе подготовки будущих исламских богословов и теологов, а также специалистов с углубленным знанием первоисточников, истории и культуры ислама. Религиозно-нравственные проповеди пророка Мухаммада содержат в себе богатые традиции религии, культуры, истории, социологии, литературы, они издавна были путеводными в исламской педагогической системе. Хадисы являются сокровищницей мудрых советов, они таят в себе высокие этические нормы совершенного человека. В связи с этим изучать, тем более, выносить решение и выражать мнение относительно хадиса и сунны, необходимо крайне осторожно и ответственно, что требует много знаний, и не просто накопления знаний, а знания основ – способов изучения хадисов. Пророк побуждал своих сподвижников хранить его сунну и доводить её до сведения людей, а его слова: «пусть приготовится занять своё место в огне тот, кто намеренно воз­ведёт на меня ложь» служат предостережением каждому, кто попытается это сделать.

В цитированном выше хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходи­мо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и до мельчайших подробностей точно передавать эти сообщения другим людям. Сподвижники пророка Мухаммада и жившие после них представители первых поколений мусульманской общины, передававшие людям сообщения о пророке, старались придерживаться этого принципа.

Каждый хадис делится на две части: а) аль-матн – текст хадиса, т.е. изречения Пророка как таковые. б) ас-санад (или аль-иснад) это «цепочка» людей, которые передавали эти изречения друг другу до тех пор, пока они не возвращались к самому Пророку. В связи с этим возникла необходимость детального изучения как самих пере­даваемых сообщений (матнов), так и их иснадов. С учётом этого становится ясной роль иснада при изучении и определении приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов.

Посте­пенно складывалась терминология хадисов (мусталях аль-хадис). На первых этапах собирания сунны специальных трудов на эту тему ещё не су­ществовало, однако с течением времени появились и сочинения, в ко­торых основы передачи сообщений о пророке получи­ли точное научное обоснование.

Изучению системы иснада должно предшествовать ознакомление с краткой историей развития науки об иснаде и объяснение важности достоверности иснада, а также требований, предъявляемых к передатчикам хадисов. К этому же относится определение некоторых понятий (матн ?????)), санад?????) ), хадис(??????) , хабар (?????), асар (?????), иснад (???????), муснад (???????), муснид (???????), мухаддис (??????), хафиз (??????), хаким (??????)), связанных с иснадом. Далее можно будет рассматривать распространение версий иснадов: иснад аль-’алий (??????? ??????) и иснад ан-назиль (??????? ??????).

На первом же занятии следует также рассказать о влиянии иснада на классификацию хадисов по некоторым признакам и об условиях классификации, а также о суждении ученых об использовании таких сообщений, их группах, подвидах и наиболее известных сочинениях.

Классификация хадисов

Классификация хадисов традиционно была направлена на упорядочение, уплотнение большого количества информации. Так же и в образовательном процессе: при изучении хадисов очень важно их структурирование, что способствует систематизации знаний студентов и целостному представлению объемного материала. Рассмотрим наиболее распространенную классификацию.

Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, хадисы делятся на две группы:

1) если сообщение передаётся очень многими путями, количество которых не меньше десяти, оно относится к числу сообщений, именуемых (мутаватир);

2) если сообщение передаётся небольшим количеством пу­тей, оно относится к числу отдельных сообщений (ахад).

Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на под­группы и имеет свои особенности [3] . К видам хадисов «аль-мутаватир» относятся хадис «аль-мутаватир аль-ляфзый» и хадис «аль-мутаватир аль-ма’навий». А к видам хадиса «ахад» относятся хадис «машхур», хадис «’азиз», хадис «гариб», а последний делится на хадис «гариб мутляк» и хадис «гариб нисби».

Преподаватель заранее подбирает хадисы, относящиеся к каждой группе, комментирует их на арабском языке, после этого вместе с аудиторией переводят их на русский язык. Кроме того, необходимо рассказать о хадисе «кудси», хадисе «марфу‘», хадисе «маукуф», хадисе «макту‘», хадисе «му‘алляк», хадисе «мурсаль», хадисе «му‘даль» и хадисе «мункати‘». И о том, что по признаку выпадений передатчиков в иснаде хадисы бывают: «иснад муттасыль» – непрерывная цепь хадиса (??????? ??????) и «иснад гайр-муттасыль» – цепь хадиса, в которой произошло выпадение одного и более передатчиков (??????? ??? ??????).

Ильм би р-риваят и ильм би д-дираят. Методика преподавания хадисов включает два модуля (блока, раздела): ильм би ар-риваят и ильм би ад-дираят.

Ильм би р-риваят – это наука, уточняющая слова и действия Пророка, включает также описание его качеств и его решений. Цель этой науки – сохранение от ошибок при передаче слов и действий Пророка. «Это одна из самых почтенных наук, потому что, благодаря ей мы познаем, как нужно следовать за Пророком. Польза этой науки – счастье в обоих мирах», – пишет имам аль-Газали. Пророк Мухаммад сказал: «Да осчастливит Аллах человека, который услышал от меня что-либо и передал это же другому так, как услышал[4]». В книге «аль-Авсат» Табарани передал со ссылкой на Ибн Аббаса, что Пророк сказал: «О, Аллах! Окажи милосердие к моим наместникам». Тогда мы спросили у Пророка: «А кто твои наместники?» Пророк ответил: «Те, которые передают мои хадисы, и обучают им других».

Модуль второй – ильм би д-дираят (или усул аль-хадис). Она познает сущность хадисов, условия передачи хадисов, разновидности передачи, содержит решение принимать такую передачу или нет, включает информацию о состоянии передатчика хадиса. Первый, кто составил книгу, удовлетворяющую всем обозначенным требованиям, был Абу Мухаммад ар-Рамахурмузий, который умер в 369 г. по хиджре.

Наука отвода и подтверждения (??? ????? ????????). Это следующий уровень в изучении хадисоведения. Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов ко­торой посвящён сбору сведений о передатчиках; следующий раздел – анализу непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются; этот же раздел содержит характеристику скрытых недос­татков иснадов.

Сначала критике подвергались только некото­рые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались. Однако впоследствии улемы стали придавать все большее значение этому направлению, в результате чего появлялись все новые ис­следования, которые заложили основы новых научных дисциплин. Предметом этих дисциплин являлись критерии точности преданий; учения о критике хадисов (‘ильм накд аль-хадис); спо­собы их передачи и восприятия; а также некоторые другие вопросы, ко­торые до недавних пор решались улемами только устно.

С развитием наук о хадисах все эти сведения стали фикси­роваться и записываться, но записи делались в разных книгах и были смешаны с материалами, относящимися к другим областям знаний. Так, их можно было найти в сочинениях по основам религии, по фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама аш-Шафи‘и, как “Китаб ар-рисаля” и “Китаб аль-умм” [5] .

Способы восприятия знаний о хадисах

Традиционные методы, применяемые в преподавании хадисов, затрагивают практические моменты, они содержат в себе подробный порядок и способы изучения хадисов:

1) слушание учеником хадисов своего учителя (ас-Сам’);

2) чтение учеником хадисов своему учителю (аль-Кыраа);

3) передача (освидетельствование) учителем своему ученику права на дальнейшую передачу своих хадисов (аль-Иджаза);

4) передача учителем своих рукописей, содержащих хадисы, одному из своих учеников (аль-Мунаваля);

5) записывание учителем некоторых своих хадисов с целью их передачи кому-либо из своих учеников, или передача хадисов учителем своему ученику в письменном виде (аль-Китаба);

6) извещение учителем своего ученика о том, что тот имеет разрешение на передачу хадисов с подлинного экземпляра какой-то рукописи (аль-Иглям);

7) завещание учителем своему ученику своих рукописей с хадисами (аль-Васыйя);

8) обнаружение чьей-либо рукописи с хадисами (аль-Виджада);

9) свидетельство о прочтении хадисов.

Так же, как и при чтении Корана, существуют определенные духовно-нравственные нормы и правила, этика чтения хадисов, которые в исламе называются «адаб». Они являются подготовкой к восприятию знаний, и в методике преподавания хадисов обозначаются как обязательные элементы каждого занятия:

Далее следует ознакомление с передатчиками (рассказчиками) рассматриваемого хадиса. Например: Абдулазиз бин Абдиллах бин Яхйа бин Амр аль-Увейси аль-Мадини, известный по имени Абуль-Касим (умер приблизительно в 220 г.). Обучался у известных алимов Малика бин Анаса, Ибрахима бин Са’да, Мухаммада бин Джа’фара бин Абу Касира. К переданным им хадисам часто обращается знаменитый аль-Бухари в своем Сахихе. От него же передавали хадисы Абу Дауд, Тирмизи, Мухаммад бин Яхйа аз-Зухри, Ибн Маджа.

Факих (знаток, ученый) Абдулазиз бин Абдуллах получил от имама Малика большую часть муватта в устном виде. Сам он известен как сика (верный), про него же говорили: садук, худжат (верный, довод), ибн Хиббан выделил для него место в своем «Сикате».

После утверждения всех сведений и доводов можно в окончательном и полном виде сделать перевод хадиса следующим образом: «Бухари, да помилует его Аллах (ум. в 256 г.), сказал про тахдис: «Нам передал Абдулазиз бин Абдиллах (ум. в 220)»; ему передал Ибрахим бин Са’д (умер в 124); а он от Саида бин ал-Мусайаб (ум. в 94), а он от Абу Хурайра (ум. в 57), да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, саллаллаху алейхи васаллам, сказал следующее:

«???? ?????? ?????? ????? ??????? ????? ??? ???? ?????? ????? ??????? ????? ????? ????? ?? ???»

«Я послан с лаконичными словами, содержащими в себе огромные значения, и мне оказывается помощь путем внушения страха в сердца (моих врагов), и я видел во сне как мне были дарованы богатства Земли и поставлены в мою руку»

Передающий (Саид б. аль-Мусаййаб) говорит что; Абу Хурайра добавил следующее: «Пророк с.а.в. оставил нас, а вы, теперь поедаете эти сокровища, так, как желаете» (Абу Хурайра), за место слово «поедаете» употребил слово «поглощаете (высасываете)».

Следующий этап занятия – чтение хадиса, которое может быть осуществлено несколькими традиционными методами:

1. Ассардчитать, проходить дальше. Преподаватель читает хадисы, не затрагивая установлений хадиса и его передатчиков. Все разъяснения даются в комментариях (шарх). Данный метод используется для того, чтобы дать возможность обучающимся услышать хадис от преподавателя. Однако для того, чтобы хорошо понять хадис, нужно тщательно изучать и его комментарий (шарх), и примечания (хашия).

2. Тарик аль-халл валь-бахсразъяснение пунктов, которых требуется раскрыть. При чтении хадиса раскрываются установления фикха, подтвержденные этим хадисом, выявляются незнакомые слова, новые имена в источниках, анализируются сложные грамматические строения и термины, только после этого приступают к чтению и анализу следующего хадиса.

Данный метод используется на начальном этапе изучения хадисов, при этом обучающиеся получат возможность не только глубже понять хадис, но и осознать и усвоить его смысл и значение. При необходимости смогут также обращаться к комментариям.

3.Тарикуль-имганрассказывать со всеми подробностями. Данный метод рассматривает все точки зрения, касающиеся данного хадиса, которые могут быть за или против, анализирует каждое слово, находит производную форму слова, приводит синонимы, примеры из стихов, указывает, в каких случаях и в каком смысле хадис употребляется. Преподаватель, применяющий такой метод, должен разъяснять состояние людей, их образ жизни в ту эпоху; постараться выводить решения по аналогии существующих установлений, подтвержденных данным хадисом; рассказывать интересные рассказы, касающиеся этого хадиса. Разумеется, этот метод требует большего времени для изучения хадиса.

Разъяснение шарха (комментирование).

Прежде чем приступить к разъяснению хадиса, нужно обратить внимание на некоторые важные элементы, которые следует учитывать при комментировании.

1. Для понимания хадиса необходим комментарий (шарх) – несмотря даже на то, что хадис может быть очень кратким. Чтение хадисов без шарха может привести людей, не обладающих глубокими знаниями, к неправильному умозаключению, либо вовсе увести суждение в противоположном направлении. В связи с этим, шарх – разъяснение является не только необходимым, но и обязательным элементом анализа.

Одной из самых знаменитых личностей в истории комментариев хадиса является Хаттаби (ум. 388/988). Следует упомянуть его высказывание, в котором он затрагивает все ключевые термины из области шарха. Представляя свою книгу «Маалим ас-сунан», написанную как шарх на Сунан Абу Дауда, он пишет, что «Сунан Абу Дауд, делая тафсир, поясняет затруднительные слова (идах), раскрывает закрытые (запутанные) смыслы (шарх), разъясняет направление установлений (байан), указывает на пункты, дающие возможность выносить решение (далалат), а в оставшихся словах находит смыслы (кашф), касающиеся установлений фикха и в конце дает направление для дальнейших размышлений[6]».

Содержащиеся в данном высказывании термины: тафсир, идах, шарх, байан, далалат, кашф по сути представляют собой разделы шарха. Выявление широкого смысла указанных терминов дает нам понять глубину и сложность шарха хадиса.

Важнейший принцип при изучении богословских дисциплин – целостное изучение Корана и сунны пророка. Для осуществления этого принципа следует обязательно указать, с каким аятом, или аятами, имеет смысловую либо тематическую связь изучаемый хадис.

2. При шархе хадиса нужно стремиться выявлять сабаб вуруд (место и причину высказывания) хадиса. Потому что цель высказывания и смысл хадиса, а также исходящая из него мораль (урок) для повседневной жизни раскрываются только тогда, когда он рассматривается в связи с причиной высказывания хадиса.

В завершение изучения хадиса следует выявлять вытекающие из его содержания установления фикха и правила этики, связанные с социальной жизнью.

Образцы заданий разного типа и некоторые примеры их выполнения при изучении хадисов

Задание № 1. Прочитайте хадис, поразмышляйте над ним и попробуйте понять, какую практическую пользу из него можно извлечь. Напишите выводы.

Сообщается, что Абу Абдуллах Ан-Нуман Ибн Башир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха, , сказал:

«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, этим кусочком является сердце» (Аль Бухари и Муслим).

Задание № 2. Выпишите 3 хадиса из «Книги о знании» в сборнике хадисов Сахих аль-Бухари; внимательно прочитайте выбранные хадисы, поразмышляйте над их смыслом и попробуйте понять, какую практическую пользу из них можно извлечь. Напишите выводы.

Задание № 3. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы в виде теста:

Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Бухари ( 810 – 870 гг.)

Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘ил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Джу‘фи аль-Бухари. Эмир правоверных в области знаний о хадисах. Родился в Бухаре в месяце шавваль в 194 году по мусульманскому летоисчислению. С ранних лет изучал хадисы и в течение многих лет путешествовал по мусульманскому миру в поисках знаний. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбаля, Йахйи ибн Ма‘ина, Ибн аль-Мадини, аль-Хамиди и многих других богословов. Его учениками были такие известные знатоки хадисов, как Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Фирабри. Является автором сборников “ат-Тарих аль-Кабир”, “аль-Адаб аль-Муфрад” и многих других книг, но самым известным из его трудов является сборник хадисов “аль-Джами‘ ас-Сахих”. В нем собрано 7563 хадиса, которые имам отобрал из 600000 хадисов. Этот сборник считается самой достоверной книгой после священного Корана. Позднее имам признался: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, хотя я знаю наизусть 100000 достоверных и 200000 недостоверных хадисов». Он также сказал: «Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них – по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, цепочки рассказчиков которого я бы не помнил». Абу ‘Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: «Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов». Скончался в Самарканде в ночь на праздник разговения в 256 году по мусульманскому летоисчислению и не оставил после себя детей.

Муслим ибн аль-Хаджжадж (821 – 875 гг.)

Его звали Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нишапури. Второй по величине богослов в области методологии хадисов после аль-Бухари. Родился в 204 году по мусульманскому летоисчислению в городе Нишапуре, расположенном рядом с Машхадом. С ранних лет изучал хадисы и много путешествовал по Ираку, Хиджазу, Шаму и Египту. Обучался у величайших богословов своего времени, таких как аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма‘ин, Абу Хейсама и Ибн Абу Шейба. В свою очередь обучал таких известных знатоков хадисов, как ат-Тирмизи, Ибн Абу Хатим и Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфйан. Автор сборников “аль-Джами‘ ас-Сахих”, “аль-‘Илал”, “аль-Вахдан” и многих других трудов, самым известным из которых является сборник хадисов “аль-Джами‘ ас-Сахих”. В нем собрано 9200 хадисов, которые имам собрал от 220 знатоков хадисов. Этот сборник считается вторым по достоверности сборником хадисов после сборника аль-Бухари. Скончался в Нишапуре в месяце раджаб в 261 году по мусульманскому летоисчислению.

1. Имя имама аль-Бухари:

2. Где родился имам аль-Бухари?

3. Сколько хадисов собрано в сборнике хадисов имама аль-Бухари “аль-Джами‘ ас-Сахих”?

4. В каком году умер имам Муслим?

5. Сколько хадисов собрано в сборнике хадисов имама Муслима “аль-Джами‘ ас-Сахих”?

Задание № 4. Прочитайте текст. Выпишите из текста термины и их значение.

Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, начали записывать хадисы ещё при его жизни. Впоследствии эта работа продолжалась, и с середины VII века начали появляться первые сборники хадисов, объединявшие в себе сообщения от одного передатчика (муснад), а через некоторое время – и тематические сборники (мусаннаф).

Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов – выявление степени их достоверности через критику надёжности иснадов. Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Так, для мухаддисов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые именовались “риджаль” (люди; мужи), и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название “аль-джарх ва-т-та‘диль” (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных о мухаддисах привело к возникновению особого направления – “ма‘рифат ар-риджаль” (знание о мужах). Следствием этого стало составление огромных справочников с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология, связанная с оценкой степени достоверности хадисов, а сами они были разделены на три группы: достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (да‘иф). При проверке хадисы классифицировались также и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна, количества передатчиков, путей передачи и целого ряда других факторов.

Наибольшим авторитетом пользуются, естественно, достоверные хадисы, а самыми авторитетными сводами хадисов признаны шесть сборников:

1) “Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари (ум. в 870/256 году хиджры);

2) “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 875/261 г.х.);

3) “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш‘аса ас-Сиджистани (ум. в 888/275 г.х.);

4) “Сунан” Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 892/279 г.х.).;

5) “Сунан” Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 915/303 г.х.);

6) “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 886/273 г.х.).

“Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари состоит в этом списке на первом месте не случайно. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, это был первым из сборников, составленных по тематическому принципу /мусаннаф/ и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова)…

Ответьте на вопросы теста к вышеуказанному тексту:

1. В каком веке начали появляться первые сборники хадисов?

а) в середине V в.

б) в начале VI в.

в) в середине VII в.

г) в конце VIII в.

2. Как называется сборник хадисов объединяющие в себе сообщения от одного передатчика?

3. Как в науке о хадисах называется проверка правдивости передатчиков хадисов?

а) аль-хадис аль-марфу

б) аль-джарх ва-т-та‘диль

в) ан-насих ва-ль-мансух

4. Что значит степень достоверности хадиса «сахих»?

а) очень слабый хадис

в) хороший хадис

г) достоверный хадис

5. Как называется и кто автор самого достоверного сборника хадисов?

а) “Сунан” Ибн Маджи

б) “Сунан” Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи

в) “Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари

г) “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш‘аса ас-Сиджистани

Список ресурсов для преподавателя и студентов
  1. Аль-Ахадис аль-кудсийя. Хадисы пророка. / Пер. на русский язык Иман Валерии Пороховой. – Дамаск, 1998.
  2. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. – Вып. 3: Учение о своде Корана / Под общ. ред. Д.В. Фролова. – М., 2003.
  3. Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература. Ислам. Историографические очерки. / Под ред. С.М. Прозорова. – М., 1991.
  4. 40 хадисов имама Ан-Навави./ Комментарии и разъяснения: д-р Мустафа Аль Буга. / Пер. на русский язык Владимир Нирша. – М., 2001.
  5. Сады праведных. Из слов господина посланников. / Сост.: имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа Ан-Навави. / Пер. на русский язык Владимир Нирша. – М., 2008.
  6. Таххан М. Пособие по терминологии хадисов. / Пер. на русский язык Владимира Абдаллы Нирши. – М., 2002.
  7. Хадисы и термины. Материалы подготовлены научной комиссией Института имамов и проповедников КСА. / Пер. на русский язык Владимира Абдаллы Нирши. – М., 1999.

Сборники хадисов на арабском языке:

  1. Аль-Бухари. «Сахих». – Стамбул: Аль-Мактаба аль-Исламия, 1972.
  2. Абу Дауд. «Сунан». – Каир: Дару аль-Хадис, 1986.
  3. Аль-Албани. «Силсилят аль-ахадис ад-Даифа». – Эр-Рияд: Мактабат аль-маариф, 1992.
  4. Ан-Науауи. «Шарх Сахих Муслим». – Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмийа, 1990.
  5. Ас-Суюти. «Тадриб ар-Рави». – Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмийа, 1979.
  6. Ахмад ибн Ханбаль. «Муснад». – Бейрут: Дар аль-Фикр, 1985.
  7. Аш-Шаукани.. «Найль аль-автар». – Каир: Мактабат аль-Куллийат аль-Азхарийа, 1977.
  8. Ибн Хаджар аль-Аскалани. «Фатх аль-Бари». – Бейрут: Дар аль-Фикр, 1990.
  9. Малик ибн Анас. «Аль-Муватта». – Бейрут: Дар ихйа аль-Улют, 1990.
  10. Муслим. «Сахих». – Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмийа, 1992.

  1. http://zamanaonline.com/islam/02/index.htm
  2. http://www.islam.ru/pressclub/vslux/isbop/
  3. http://www. al-islam.com.
  4. http://www.harf.com.
  5. http:// www.musulmanin.com/?page_id=5
  6. http:// www.quran.muslim-web.com/
  7. http://www.mp3quran.net/
  8. http://www.al-eman.com/quran/

[1] Чокан И.-Л. Основы хадиса. Изд. 19. Пер. с турец. яз. – Стамбул, 2009. С. 149.

[2] При каждом упоминании Пророка Мухаммада следует произносить слова приветствия: «Салля-Ллаху алейхи ва саллям» «Да благословит его Аллах и приветствует!».

[3] Таххан М. Пособие по терминологии хадисов. Пер. с араб. М., 2002. – С. 15.

[4] Абу-Давуд и Ат-Тирмизи.

[5] Таххан М. Пособие по терминологии хадисов. Пер. с араб. яз. – М., 2002. С. 5.

[6] Чокан И.-Л. Основы хадиса. Изд. 19. Пер. с турец. яз. – Стамбул, 2009. С. 61.

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Powered by WordPress / Academica WordPress Theme by WPZOOM

Источник:

islameducation.ru

Хадис: Учебное пособие в городе Красноярск

В нашем интернет каталоге вы можете найти Хадис: Учебное пособие по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть похожие предложения в категории Книги. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Транспортировка осуществляется в любой город России, например: Красноярск, Волгоград, Брянск.