Каталог книг

Артикуляционная гимнастика

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Без артикуляционной гимнастики не проходит ни одна встреча с логопедом После каждого занятия логопед обязательно просит родителей позаниматься с малышом дома Забавные стихи помогут тем, кто лучше воспринимает объяснения на слух, рисунки - для тех, кому важен зрительный образ Удобная форма подачи материала - карточки на пружинке Артикуляционная гимнастика - это то, с чего начинается работа по улучшению звукопроизношения у ребенка. Прежде чем поставить звук, нужно подготовить артикуляционные органы. Как правило, знакомит с такой "зарядкой для язычка" логопед, но отрабатывает такие упражнения ребенок дома, с родителями. Забавные стихи и поясняющие рисунки помогут и взрослым, и детям. Для детей, родителей и логопедов. Крепление: спираль.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Первые шаги к правильной речи Первые шаги к правильной речи 383 р. labirint.ru В магазин >>
Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика 112 р. bookvoed.ru В магазин >>
Упражняем язычок. Звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционная гимнастика и сказки Упражняем язычок. Звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционная гимнастика и сказки 401 р. labirint.ru В магазин >>
Нищева Н. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 5-6 лет Нищева Н. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 5-6 лет 100 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Крупенчук О. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика Крупенчук О. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика 166 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Нищева Н. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 6-7 лет Нищева Н. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 6-7 лет 100 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Воробьева И., Крупенчук О. Артикуляционная гимнастика Воробьева И., Крупенчук О. Артикуляционная гимнастика 355 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей: можно ли помочь

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое - артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1. пассивная , при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2. активная , при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

• в течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

• продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

• одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

• если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

• начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

• на каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1. развить подвижность языка;

2. развить подвижность губ;

3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

• статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

• динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1. Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2. «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3. Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4. Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5. «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6. Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7. Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8. «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9. «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10. «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11. «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12. Свернуть язычок в трубочку.

13. «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14. Показать «бублик», округлив губы.

15. Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1. «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2. «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3. Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4. «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5. Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6. «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7. Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8. Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1. «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2. «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3. «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1. «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2. «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3. «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

© 2012—2018 "Женское мнение". При копировании материалов - ссылка на первоисточник обязательна!

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта: zhenskoe-mnenie@mail.ru

Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

Источник:

zhenskoe-mnenie.ru

Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для правильного развития речи

Артикуляционная гимнастика

Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами.

Основные правила гимнастики для артикуляционного аппарата

Слаженная работа органов обеспечивает четкую и ясную речь. Выработка кинем продолжается на протяжении всей жизни. Однако развивать речевой аппарат необходимо с раннего детства. Специально для этой цели разработана артикуляционная гимнастика.

Даже новорожденные малыши, не умеющие пока разговаривать, выполняют непроизвольные движения губами, издают лепет и невнятное бормотание. Это начало развития кинем, позволяющее сформировать у ребенка точное произношение звуков.

Чем раньше будет использована гимнастика, тем более грамотной и правильной будет речь. Специальный комплекс помогает укрепить мышечную ткань органов и совершать глотательные, мимические, а также жевательные движения.

Не стоит думать, что для правильной речи достаточно разрабатывать только мышцы гортани и рта. Современная артикуляционная гимнастика для дошкольников включает в себя также упражнения с использованием мышц лицевой части, плечевого пояса и грудной клетки.

Существует несколько правил, выполнение которых способно значительно повысить эффективность занятий:

  • Выполнять упражнения следует ежедневно, не менее 3-4 раз. Длительность занятий не должна превышать 3-4 минут. В этом случае ребенок будет относиться к гимнастике, как к увлекательной игре, которая никогда не надоедает;
  • Каждое задание нужно повторить не меньше 5-7 раз, чтобы малыш извлек из урока максимальную пользу;
  • Статические упражнения делают в определенном положении. Занятия должны длиться около 10-15 секунд;
  • Составляя комплекс гимнастики, необходимо варьировать степень сложности, переходя от простых заданий к наиболее сложным. Весьма полезной станет артикуляционная гимнастика в стихах, которая придаст занятиям форму игры и одновременно с речевыми навыками поможет развить ребенку память;
  • Выполняя гимнастический комплекс, рекомендуется добавлять ежедневно новое упражнение. Однако не стоит торопиться, если у малыша не выходит одно из заданий. В этом случае необходимо подождать, когда ребенок сможет все упражнения правильно выполнять;
  • Занятия будут продвигаться успешно, если малыш сидит с расслабленными руками и ногами, а также выпрямленной спиной;
  • Для успешности разработки артикуляционного аппарата ребенок должен видеть лицо родителя, проводящего занятия, или логопеда, чтобы копировать мимические движения. Также следует выполнять задания перед зеркалом, чтобы ребенок мог точнее воспроизводить движения;
  • Упражнения будут получаться легче, если начать гимнастику с разминки для губ.

Направления гимнастики

Условно артикуляционная гимнастика для малышей делится на пассивную и активную. При пассивной форме выполнять упражнения малышу помогает родитель или логопед. Активная форма используется, когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно. Помощь при пассивной форме заключается в использовании шпателя либо ложечки, которыми следует подправлять движения язычка и губ.

Кроме того, упражнения могут быть динамическими и статическими. Во время статических занятий нужно фиксировать положение губ, а также языка. Динамическая форма подразумевает осуществление движения в течение всего отведенного времени.

Домашние упражнения рекомендуется выполнять, пока ребенку не исполнится 3-4 года. Обычно к этому времени у детей в достаточной мере формируется речь. Если произношение остается невнятным, необходимо обратиться к профессиональному логопеду, который составит программу занятий с малышом, опираясь на индивидуальные особенности его развития.

Примеры упражнений

Нередко маленький ребенок картавит, не в состоянии правильно произнести « р ». Артикуляционная гимнастика для звука р обучает произношению твердого и мягкого звука.

« Лошадка » укрепляет мышечную ткань языка и помогает отработать подъем вверх. Малыш должен улыбнуться, при этом приоткрывая рот. Не делая движений нижней челюстью, необходимо щелкать кончиком языка, воспроизводя звук цокающих копыт. Во время упражнения необходимо постепенно ускорять темп.

« Маляр » дает возможность отработать подъем языка, повышая его подвижность. Нужно улыбнуться с открытым ртом, а затем гладить небо кончиком язычка в направлении вперед-назад, касаясь внутренней части верхних зубов. Высовывать язык во время упражнения и двигать нижней челюстью нельзя.

« Грибок » учит поднимать язычок вверх, растягивая одновременно подъязычную уздечку. Необходимо улыбнуться с приоткрытым ртом, показав зубки. Затем язычок всей плоскостью плотно прижимают к небу, открывая при этом рот. Каждый раз необходимо стараться открыть рот шире.

Артикуляционная гимнастика для звука ш помогает избавиться от «свистящего» и невнятного произношения. Используют специальные упражнения, помогающие отработать все шипящие звуки.

Выполняя « Трубочку », нужно открыто улыбнуться, сомкнув верхние зубки и нижние. Удерживать улыбку желательно в течение 3-5 секунд. Затем губы, сложенные трубкой, вытягивают вперед и удерживают позицию 3-5 секунды. Зубы размыкаться не должны.

« Футбол » позволяет развить умение выдувать в нужном направлении воздушную струю. Складывают губы трубочкой и выдувают воздух, стараясь шарик из ваты загнать в определенное место при помощи одного выдоха. Нельзя надувать щеки.

Использование артикуляционной гимнастики для звука с позволяет научить малыша произношению всех свистящих звуков.

« Лепешка », упражнение, при помощи которого можно удерживать язык в широком и одновременно расслабленном положении. Рот нужно слегка приоткрыть, на нижнюю губу положив язык. Далее, язык пошлепывают губами примерно 5-10 секунд. Нужно следить, чтобы края языка соприкасались с уголками рта.

Хотя наиболее распространенной ошибкой речи считается неправильное произношение звуков « р », «ш», и «с», некоторые дети испытывают трудности со звуком « л ». С помощью артикуляционной гимнастики для звука л можно быстро справиться с проблемой.

« Пароход гудит » – занятие, помогающее освоить навык поднятия языка вверх. Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы». Издаваемый звук будет сильно напоминать « л ».

Во время « Иголочки » рот нужно открыть и как можно дальше выдвинуть язык, сделав его узким. Такое положение удерживают около 15 секунд, после чего язычок прячут за нижний ряд зубов.

Естественно, это только малая часть комплекса, позволяющего выработать правильную речь. Необходимо внимательно отнестись к проблеме невнятной речи, так как в дальнейшем именно эти навыки пригодятся для успешного развития быстрого чтения.

Источник:

mjusli.ru

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3, 4-5 лет: логопедические упражнения

Логопедическая и артикуляционная гимнастика для развития речи ребенка от 2 до 6 лет: уроки и упражнения

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.

Кому заниматься с малышом?

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет. К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист. Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Рекомендации

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.

Цель гимнастики — сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком — одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс
  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.
Примеры упражнений для укрепления языка Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.

Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.
Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

Изучение звуков «л» и «ль»

Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами. Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.
Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.

Источник:

vseprorebenka.ru

Артикуляционная гимнастика в городе Чебоксары

В данном интернет каталоге вы всегда сможете найти Артикуляционная гимнастика по разумной цене, сравнить цены, а также найти другие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Транспортировка выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Чебоксары, Киров, Владивосток.