Каталог книг

Шапорина Л.В. Дневник. Т.1.

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Шапорина Л.В. Дневник. Т.1. Шапорина Л.В. Дневник. Т.1. 612 р. bookvoed.ru В магазин >>
Шапорина Л.В. Дневник. Т.2. Шапорина Л.В. Дневник. Т.2. 612 р. bookvoed.ru В магазин >>
Любовь Шапорина Дневник. Том 1 Любовь Шапорина Дневник. Том 1 229 р. litres.ru В магазин >>
Любовь Шапорина Дневник. Том 2 Любовь Шапорина Дневник. Том 2 229 р. litres.ru В магазин >>
Л. В. Шапорина Л. В. Шапорина. Дневник. В 2 томах. Том 2 Л. В. Шапорина Л. В. Шапорина. Дневник. В 2 томах. Том 2 939 р. ozon.ru В магазин >>
Л. В. Шапорина Дневник. Том 2 Л. В. Шапорина Дневник. Том 2 849 р. ozon.ru В магазин >>
Л. В. Шапорина Дневник. Том 1 Л. В. Шапорина Дневник. Том 1 559 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Любовь Шапорина Дневник

Дневник. Том 1

Любовь Васильевна Шапорина (1879–1967) – создательница первого в советской России театра марионеток, художница, переводчица. Впервые публикуемый ее дневник – явление уникальное среди отечественных дневников XX века. Он велся с 1920-х по 1960-е годы и не имеет себе равных как по продолжительности и тематическому охвату (политика, экономика, религия, быт города и деревни, блокада Ленинграда, политические репрессии, деятельность НКВД, литературная жизнь, музыка, живопись, театр и т. д.), так и по остроте критического отношения к советской власти. В книге нашло отражение близкое знакомство Шапориной с А. А. Ахматовой, А. П. Остроумовой-Лебедевой, Н. С. Тихоновым, А. Н. Толстым, Д. Д. Шостаковичем, М. В. Юдиной и многими другими известными современниками.

Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга "Дневник. Том 1" Шапорина Любовь небезосновательно привлекла твое внимание. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Захватывающая тайна, хитросплетенность событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. "Дневник. Том 1" Шапорина Любовь читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Добавить отзыв о книге "Дневник. Том 1"

Источник:

readli.net

Шапорина Л.В. Дневник. Т.1.

Дневник. Том 1

Книга «Дневник. Том 1» автора Любовь Васильевна Шапорина оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 2.50 из 5.

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

В нашей онлайн библиотеке произведение Дневник. Том 1 можно скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt, html или читать онлайн.

Работа Любовь Васильевна Шапорина «Дневник. Том 1» принадлежит к жанру «Прочие мемуары и биографии».

Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо — это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.

Похожие книги Другие произведения автора Добавить отзыв Уважаемый пользователь!

Администрация сайта призывает своих посетителей приобретать книги только легальным путем.

  • Пользовательское соглашение
© Все права защищены, НКО «KnigoGid»

Согласно правилам сайта, пользователям запрещено размещать произведения, нарушающие авторские права. Портал КнигоГид не инициирует размещение, не определяет получателя, не утверждает и не проверяет все загружаемые произведения из-за отсутствия технической возможности.

Оформить e-mail подписку на рассылку новинок и новостей портала.

Вход на сайт

Авторизация/регистрация через социальные сети в один клик:

Дорогой читатель!

Книжный Гид создавался как бесплатный книжный проект, на котором отсутствуют платные подписки и различные рекламные баннеры.

Мы хотели бы остаться тем проектом, которым Вы нас знаете – с доступными для бесплатного скачивания книгами и отсутствием рекламы. Нам крайне необходима Ваша финансовая помощь для развития проекта.

Пожалуйста, поддержите нас своим посильным пожертвованием!

Источник:

knigogid.ru

ДНЕВНИК» ЛЮБОВИ ШАПОРИНОЙ - тема научной статьи по истории и историческим наукам из журнала - Российская история

научная статья по теме «ДНЕВНИК» ЛЮБОВИ ШАПОРИНОЙ История. Исторические науки

БУДНИЦКИЙ ОЛЕГ ВИТАЛЬЕВИЧ

НАРСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

СМИРНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

СОКОЛОВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

ЯРОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Текст научной статьи на тему ««ДНЕВНИК» ЛЮБОВИ ШАПОРИНОЙ»

«Дневник» Любови Шапориной

Публикация издательством «Новое литературное обозрение» обширного «Дневника» Любови Васильевны Шапориной1 (1879-1967) - женщины, по воспитанию и образу мыслей принадлежавшей к дореволюционной интеллигенции, но волею судьбы проведшей большую часть жизни в ненавидимой ею послереволюционной, Советской России, - уже успела вызвать не только заметный интерес читателей, но и многочисленные отклики и рецензии2. В большинстве из них речь идёт о парадоксах мировоззрения Шапориной и о мрачном колорите эпохи, блестяще воссоздававшемся ею в дневнике на протяжении многих десятилетий. Но чем же следует считать сам опубликованный текст: своеобразным идеологическим памфлетом, литературным произведением, адекватной фиксацией в слове окружавшей автора исторической реальности или, наконец, и тем, и другим, и третьим одновременно? Какие вызовы ставит перед историками сам феномен «нонконформистского» дневника в тоталитарном обществе и какие вопросы следует задавать этому тексту как историческому источнику? Что нового способен сообщить дневник Шапориной исследователям сталинской эпохи и других периодов отечественной истории?

В обсуждении книги приняли участие доктора исторических наук О.В. Буд-ницкий (Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Институт российской истории РАН), И.В. Нарский (Национальный исследовательский Южноуральский государственный университет, Челябинск), Т.М. Смирнова (Институт российской истории РАН), А.Б. Соколов (Ярославский государственный педагогический университет), С.В. Яров (Санкт-Петербургский государственный университет им. А.И. Герцена).

Татьяна Смирнова: Рассматривать по всем правилам источниковедческой критики

Дневниковые записи Л.В. Шапориной, талантливой художницы, переводчицы, создательницы первого в Советской России театра марионеток, начинаются в ноябре 1898 г. и охватывают почти 70 лет (последняя запись сделана 19 марта 1967 г.). Уже один этот факт делает двухтомный дневник уникальным источником для изучения истории России XX в. С энтузиазмом взявшись

1 Шапорина Л.В. Дневник. В 2 т. / Вступ. статья В.Н. Сажина. М.: Новое литературное обозрение, 2012. Изд. 2. Т. 1. 592 с. Т. 2. 640 с. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

2 Шикман А. «Мне всё время стыдно». Дневник бывшей дворянки в эпоху непросвещённого абсолютизма // НГ Ех ыъйб. 2011. 17 ноября; Степанова М. Дневник, несовместимый с жизнью // Коммерсант. 2011. 6 сентября; Фрумкина Р. Дневник цельного человека // Ъйр^/роШ. ги/агйс1е/2011/07/29АЬарогша_ё1агу/; Михалик Е. Путеводитель по дважды загробному миру // Новый мир. 2012. № 7; Боровиков С. Строгий свидетель // Знамя. 2012. № 8; и др.

за изучение дневника, я, признаться честно, поначалу была сильно разочарована. Написанное одним из публикаторов дневника, В.Н. Сажиным, предисловие предвещало весьма познавательное и крайне любопытное для историка чтение. Сажин назвал дневник «путеводителем абсолютно по всем аспектам жизни 1920-1960-х гг.: повседневному быту; умонастроениям интеллигенции, рабочего класса, крестьянства; политической истории и истории культуры -театра, музыки, живописи» (I, с. 6). Я же поначалу видела лишь обыкновенный дневник юной барышни, барышни образованной и неординарной, но писавшей (как, собственно, и положено в девичьем дневнике) о своих душевных переживаниях, эмоциональных потрясениях, взаимоотношениях с родными. «Если бы я только могла не копаться в себе, не анализировать малейшее своё ощущение. Ведь этот самоанализ прямо возмутителен - он мне ни на минуту не даёт покоя», - пишет о себе юная Любовь Шапорина (до замужества Яковлева) в 1901 г. (I, с. 42). Этот «самоанализ» и является основным содержанием дневника вплоть до 1917 г. Можно сказать, что для историка ранние записи Шапориной представляют собой ценность не столько как источник по истории России и российского общества в целом, сколько с точки зрения гендерного направления в истории, для анализа психоэмоционального состояния молодых девушек из интеллигентной среды в конце XIX - начале XX в., а также для изучения биографии самой Шапориной.

«Неужели же никогда никому и ничему не будет пользы от меня - лучше просто умереть»; «жизнь надоела»; «жизнь, жизнь, где ты, живут же некоторые. Ах, пусто, пусто, пусто»; «для меня счастья быть не может»; «над моей жизнью я должна поставить крест»; «не могу я жить среди людей, тяжело мне и грустно» (I, с. 25, 31, 38, 42, 47, 48). Читая все эти бесконечные жалобы на жизнь, я с сомнением смотрела на два толстенных тома, задумываясь о том, стоит ли профессиональному историку тратить время на чтение подобных глубоко личных душевных излияний. Мой профессиональный интерес «проснулся», лишь когда я дошла до записей 1917 г. А вскоре изменилось и общее отношение как к дневнику, так и к его автору.

В марте 1917 г. характер дневниковых записей резко меняется. «Хочу записывать дела наших дней. - пишет Шапорина 1 марта 1917 г. - Брошу-ка я рассуждения, будущее покажет, опишу эти дни» (I, с. 54). И действительно, она очень подробно описала несколько дней Февральской революции в Петрограде, замечательно передав царившую в городе атмосферу. Далее записи внезапно прерываются. Следующая дневниковая запись была сделана уже в Париже в марте 1927 г. Однако Октябрьская революция и последующие революционные преобразования довольно подробно описаны в дневнике в более поздних вос-поминаниях3, а также в приложении «За пятнадцать лет», посвящённом созданному Шапориной театру марионеток. Эти записи дают ценный материал для реконструкции повседневной жизни послереволюционного Петрограда: описание быта, царившей в городе психологической атмосферы; рассказ о том, как и где добывались продукты и прочие товары, сколько они стоили в магазинах и на рынках; как население воспринимало трудодни и какими были нормы выработок и т.п. (I, с. 94-95, 99, 102, 115, 126, 171-173, 242).

3 В 1949 г. Шапорина сделала специальную вставку в дневнике, дополнившую записи о послереволюционном Петрограде. «Как обидно, что я тогда не продолжала мои записи. Но некоторые факты я помню так, как будто это было на днях», - писала она 21 октября 1949 г. и далее подробно изложила свои воспоминания о тех днях (I, с. 58-73).

Безусловно, послереволюционная Россия отражена в дневнике прежде всего сквозь призму восприятия её старой интеллигенцией. Однако Шапорина с интересом слушала и рассказы окружающих её мещан, крестьян, разговоры в очередях и в транспорте. Отдельное внимание следует уделить записям военных лет. Более чем на двухстах страницах в дневнике детально описывается обстановка в военном Ленинграде, нормы продовольственного обеспечения и быт, бомбардировки, настроение населения. Все эти годы Любовь Васильевна много работала. С июля 1941 по июль 1942 г. она была медсестрой в госпитале при глазной лечебнице. Затем 2 года собирала материалы на тему «Театр и музыка в условиях блокады» для Научно-исследовательского института театра и музыки. За это время Шапорина собрала колоссальный материал по истории Военно-шефской комиссии, деятельности бригад Дома Красной армии, Театра Балтийского флота, ТЮЗа, кукольных театров, Союза композиторов и т.д. В 1944 г. помимо активной исследовательской работы в сфере истории культуры она переводила с французского языка научную медицинскую литературу для Нейрохирургического института. Всё это нашло отражение в дневниковых записях.

В послевоенный период, наряду с описанием послевоенной разрухи, Шапорина всё больше внимания уделяет семейным делам. Постепенно на передний план вновь выходят её душевные переживания, бытовые сюжеты, семейные обстоятельства, конфликты с сыном и невесткой, а также обострившиеся проблемы со здоровьем. Лишь вопросам культуры и искусства автор неизменно уделяет много внимания. И это неудивительно. Ведь круг общения Шапориной составляли в основном писатели, художники, музыканты, артисты. Она была близко знакома с А.Н. Толстым и его семьёй, с В.Э. Мейерхольдом, К.С. Петро-вым-Водкиным, К.А. Фединым, А.А. Ахматовой, Н.В. Крандиевской, Г.В. Свиридовым, Д.Д. Шостаковичем и многими другими известными деятелями отечественной культуры. Её муж, Ю.А. Шапорин, - известный композитор и музыкальный педагог, лауреат трёх Сталинских премий. Сама Любовь Васильевна была разносторонне одарённой художницей, писала портреты, резала гравюры, делала куклы, переводила с четырёх языков, разбиралась в архитектуре, тонко чувствовала музыку, оказала огромное влияние на творчество своего мужа. Крайне любопытны, в том числе и с профессиональной точки зрения, оценки Шапориной театральных постановок, художественных переводов и литературных публикаций тех лет. В связи с вышесказанным очевидно, что дневник Любови Васильевны является кладезем информации для историков отечественной культуры, литературы и искусства.

Одновременно её дневник - исключительно ценный источник также и по экономической истории, и по истории потребления. Редко можно встретить дневник человека искусства, настолько наполненный цифрами и мелкими деталями быта. Шапорина регулярно и педантично записывала все подробности продовольственного обеспечения и питания: какие продукты и в каком количестве полагались по карточкам на одного человека в тот или иной период, насколько различались продовольственные нормы разных категорий населения, что представляла из себя еда в столовых, где и как добывали дополнительное питание. Записывала Шапорина и размер своей зарплаты с указанием полагающихся вычетов, сумму получаемых ею отпускных и систему, по которой их рассчитывали; периодически фиксировала размер гонораров за переводы и другую работу. По возвращении из магазинов Любовь Васильевна тщательно

фиксировала подробности своего похода за покупками: что выставлено в витринах, какие товары есть на прилавках, в каких отделах самые большие очереди, сколько времени пришлось простоять за тем или иным товаром; сравнивала цены в магазинах и на рынках. Будучи вынуждена, чтобы выжить и прокормить детей, продавать дорогие её сердцу книги, Шапорина п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник:

naukarus.com

В плену иллюзий

Шапорина Л.В. Дневник. Т.1. В плену иллюзий

Дневник Любови Васильевны Шапориной – уникальнейший документ и по полноте (с 1920-х по 1960-е), и по откровенности. Своего рода энциклопедия советской жизни, написанная, впрочем, совсем не советским человеком – Шапорина родилась в 1879, дворянка, институтка и т.п. Однако вот жила же в советской стране, да еще в Ленинграде. До сих пор ее имя знали в основном историки искусства: Шапорина стояла у истоков первого в СССР театра марионеток, кроме того, она известна как художница и переводчица. В ее круг входили музыканты, писатели, деятели искусства, судьба сводила ее с Ахматовой, Алексеем Толстым, Шостаковичем. Дневники ее, однако, не заметки о великих, а честный отчет о действительности, перемежаемый размышлениями о судьбах России. Шапорина чрезвычайно внимательна к политике, бесстрашна и нелицеприятна. Важно, что Шапорина при этом почти не рефлектирует – перед нами не столько самоанализ, сколько самоотчет, для стороннего человека вроде бы совершено беспристрастный.

Дневники эти еще долго будут осмысливать – потому что опубликованных документов такого рода у нас чрезвычайно мало. Пока что в нем увидели еще одно свидетельство о блокаде Ленинграда – и это действительно так. Блокада. однако, возможно, самый впечатляющий, но далеко не самый главный сюжет в 1200-страничном двухтомнике. Это еще и история советского быта, рассказ о том, как выживала и трансформировалась интеллигенция. Наконец, история несчастливой женщины: молодость ее была омрачена трагдией – потерей ребенка. Сказать, что жизнь Шапориной в советский период складывалась нелегко – значит ничего не сказать. "Как мучительно всегда быть голодной", "Моя жизнь невероятно трудна", "Денег нет", – такие записи встречаются из года в год, до войны, в блокаду, в послевоенные годы. Шапорина остро чувствовала свою необязательность в советской действительности, которую она не принимала и принимать не хотела, но в которой вынуждена была существовать. Ей нужно было выживать, и поражает эта звериная гибкость, способность порой не то что к двое-, а к трое- и четверомыслию, причудливо сочетавшаяся с нравственным максимализмом и беспощадной честностью - к себе и к действительности.

Публикатор Дневника Валерий Сажин упоминает, что некоторые страницы Шапорина уничтожила – и не обязательно те, что могли представлять собой угрозу ей или ее близким. Попади дневник в руки властей во время оно – и тех записей, что остались, хватило бы, чтобы подвести автора под монастырь. Вот, к примеру: "Россия не может погибнуть, но она должна понести наказание, пока не создаст изнутри свой прочный фашизм". Или: "Что общего между свободными выбрами народа и ЧК?" Известно, что Шапорина вела дневник всю жизнь, но сохранился он далеко не за все годы. Было в нем нечто, что автор никоим образом не хотел сохранить не только для истории, но и для себя лично.

Вдаваться в предположения бессмысленно, но в Дневнике прочитывается и второй, неявный слой: в некоторой степени это не только отчет Шапориной о своей жизни, но история великих иллюзий, охватывавших русскую интеллигенцию (или, в более широком смысле, образованный класс России), иллюзий в конечном счете ставших причной великой катастрофы, постигшей нашу страну в XX веке. На протяжении большей части своей жизни Шапорина была свидетелем этой катастрофы, пыталась выжить в ней и как-то с ней примириться.

Иллюзий этих несколько. Прежде всего, овладевшая умами еще в середине XIX столетия – а Шапорина в полном смысле продукт той эпохи – идея прогрессивного развития, мысль о том, что знание (а в более узком смысле – образование) и его плоды непременно принесут всем жизнь счастливую и достойную, изменят самого человека, а искусство станет помощником в этом деле. Нужно лишь убрать все помехи. Помехой такой казался "старый мир" – и потому-то так мало у него оказалось идейных защитников. Шапорина с ее увлеченностью новым демократическим искусством здесь нисколько не исключение. Другая иллюзия – столь же, если не более, старая идея о преобразовательной силе искусства и вообще культуры (разумеется, европейской – к которой примыкает идея о культурной мощи Запада, его передовой роли). Третья – это великодержавная идея. Как известно, с гибелью Российской империи она благополучно перенеслась на Россию советскую и позже – на Советский Союз, которому отводилась поистине мессианская роль – лидера мировой революции и всего человечества. Большевики собирались перекроить весь мир по лекалам страны Советов – иначе как великодержавием это не назовешь.

На протяжении XX века эти умозрительные концепции рушились, подчас погребая под собой своих адептов. Шапорина – не исключение, она честный русский интеллигент, пробирающийся среди руин и обломков. Блокада – с ее реальными руинами – стала лишь последней каплей, когда испытанию подверглась главная иллюзия – гуманистическая идея о том, что человек по природе своей хорош. Мы знаем теперь, что это не так: человек по природе своей – только человек. Собственно, мы могли бы заметить это и раньше, во время Гражданской войны, но иллюзии прогресса, всеобщего блага, великодержавия работали слишком хорошо. Война отправила их на свалку – показав их оборотную, инфернальную сторону. Россия тогда и правда обернулась к тоталитарно-прогрессисткому Западу своею азиатской рожей, но это был всего лишь адекватный ответ. Запад, культурная Германия, родина, между прочим, научного коммунизма, желала видеть в нас варваров – мы для нее и сделались таковыми. Но у варваров не может быть интеллигенции – и Шапорина, как и многие ее единомышленники, оказалась в положении человека, пережившего свою эпоху. Она цепляется за обрывки иллюзий, пытается как-то определить свое место в новом времени – и в итоге ухватывается, как и многие представители образованного класса, за гротескную, наполовину выдуманную национал-патриотическую идею, поскольку та отчасти сохраняет идею великодержавия и направлена против инфернального Запада, так жестоко всех обманувшего – не сказано ли, что отец лжи – Сатана? Нового, впрочем, ничего тут нет – Хомяков на несколько десятилетий раньше выразил всю горечь русских образованных (и национально мыслящих) людей: "А как прекрасен был тот Запад величавый. "

Публикатор честно предупреждает о трех особенностях мировоззрения Шапориной: это любовь к России, национал-большевизм и антисемитизм. Комплекс знакомый, но удивительно встретить его так рано, да еще у человека совершенно иной культуры, чем нынешние его носители. Комплекс этот, однако, внешний по отношению к основе – православию и нравственному максимализму. Но все же от иных умозаключений иной раз вздрагиваешь, потому что видишь за ними иной путь России, на который страна могла бы ступить после февраля 1917 – и путь этот мог оказаться столь же, если не более печальным.

опубликован в газете "Книжное обозрение"

Источник:

www.slovosfera.ru

Шапорина Л.В. Дневник. Т.1.

Шапорина Л.В. Дневник. Т.1.

в здании Политехнического Музея

(метро «Лубянка», «Китай-город»)

ежедневно с 10-00 до 22-00

день без перерывов и выходных

твердый переплет, 608 стр.

IBSN 978-5-86793-892-5, 978-5-86793-894-9

Новый тираж скидочных карточек у нас, на Большой Молчановке,18

Внимание, наш новый адрес с 1-го декабря ул.Большая Молчановка д.18

Скидки и распродажа по случаю переезда в ближайшем будущем

Звезды и фотоны

Архитектурное наследие на рубеже XX и XXI веков: Проблемы реставрации и охраны наследия

Приключения нетоварища Кемминкза в стране советов.Э. Э. Каммингс и Россия

Танская бюрократия Ч. 2. Правовое саморегулирование. Т. 1.

Дневник путешествия в Россию в 1867 году, или Русский дневник. Статьи и эссе о Льюисе Кэрролле

Русская усадьба. Выпуск 18 (34)

Собрание сочинений в 3 томах (в 4 книгах)

Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида

Крокин галлерея: Заведомый шедевр. Ч. 1.

Источник:

new.primuzee.ru

Шапорина Л.В. Дневник. Т.1. в городе Владивосток

В данном каталоге вы сможете найти Шапорина Л.В. Дневник. Т.1. по доступной цене, сравнить цены, а также изучить похожие книги в категории Художественная литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка выполняется в любой город РФ, например: Владивосток, Киров, Уфа.