Каталог книг

Симоне Мартини

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Итальянский живописец раннего периода эпохи Возрождения Симоне Мартини был, возможно, учеником великого Дуччо ди Буонинсенья. Вместе с учителем он определил своеобразие сиенской школы живописи, которой свойственны аллегоричность и возвышенность. Составитель: Андрей Астахов.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Симоне Мартини. Альбом Симоне Мартини. Альбом 294 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Симоне Мартини. Всемирный музей Симоне Мартини. Всемирный музей 609 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Астахов Ю. Симоне Мартини Астахов Ю. Симоне Мартини 368 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Милюгина Е. Симоне Мартини Милюгина Е. Симоне Мартини 3045 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Симоне Мартини Симоне Мартини 379 р. ozon.ru В магазин >>
Симоне Мартини. Альбом Симоне Мартини. Альбом 294 р. ozon.ru В магазин >>
Симоне Мартини Симоне Мартини 369 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Симоне Мартини: биография и творчество

Симоне Мартини: биография и творчество

Италия принесла миру великолепных художников, которые в свою эпоху творили шедевры. Одним из таких гениев живописи остался в «сердце Италии» Симоне Мартини. Изучить его биографию было непросто. Все ведомости, которые остались о нем, пришлось искать в документах и упоминаниях людей того времени.

Тем не менее восстановить хронологию и события из жизни Симоне Мартини удалось, хотя и в этой истории не все так гладко. Местами возникают вопросы, где-то появляются пробелы. Тем не менее, благодаря произведениям живописца, можно отобразить и главную его картину – жизнь.

К сожалению, у Симоне Мартини биография начинается со смерти. Это единственная точная дата, которую удалось раздобыть исследователям. В одном из соборов Сиены – Сан Доменико, были найдены записи, благодаря которым стало известно, что великий художник умер здесь 4 августа 1344 года. Точную дату его рождения узнать невозможно. Ориентировочно известен лишь год – 1284-й. Он определен по сведениям, указанным на гробнице живописца: информация гласит о том, что Мартини умер в возрасте 60 лет.

Внешний вид

Еще больше вопросов возникает относительно внешности итальянца. Его лучший друг, известный Петрарка, утверждал, что Симоне не был красивым. Исследователи решили поискать образ живописца в его полотнах. Кто-то заметил его в облике Христа перед Пилатом, кто-то разглядел его в изображении рыцаря. Предполагаемый портрет возможен на фреске «Чудо воскрешения мальчика».

Первые 30 лет

Об этом периоде жизни творца, к сожалению, ничего не известно. Тем не менее есть предположения, что Симоне родился в городе Сиена. Его отцом был местный штукатур, который подготавливал полотно для фресок. Скорее всего, именно это и привело художника к будущей профессии.

Есть вероятность, что искусство мальчик изучал в мастерской Дуччо, а вот популярность пришла к творцу уже после создания «Маэсты». Ныне известен год выхода в свет этого полотна – 1315-й. Эти данные нашли на обрамлении фрески. Хотя, если же подобную работу заказали власти города, тогда очевидно, что живописец уже имел хорошую репутацию. «Маэста» поселилась в Палаццо Пубблико. Декорирование этого места могли поручить только выдающимся мастерам своего дела.

Стоит отметить, что художник, работая над своими произведениями, стремился показать все наиболее натурально и реалистично. Это правдоподобие отражалось в его работах. Поэтому, получив очередной заказ от городских властей изобразить крепость, он отправился туда, дабы не просто увидеть своими глазами объект искусства, а и проникнуться атмосферой сражения и завоевания. Тогда он собрал своего слугу, и на лошади отправился в путешествие. Фреску позже поместили в зале Маппомондо уже в 1331 году. Сейчас ознакомиться с произведением очень сложно, ведь оно считается разрушенным, хотя исследователи таят надежду его отыскать.

Их, к сожалению, немного. Стараясь реконструировать жизнь Симоне Мартини, можно наткнуться на проверенные данные. Например, известно то, что живописец путешествовал в Ассизи. Причем это происходило в 1310-х годах. Там он выполнял работу, украшая церковь Сан-Франческо оконными витражами. Позже здесь он создавал и фрески.

Есть информация, что Мартини находился определенное время в Неаполе, хотя документальных подтверждений этому нет. Его поездка в этот город связана с заказом Неаполитанского алтаря в честь канонизации Людовика Тулузского.

За одно десятилетие исследователи смогли обнаружить крупную коллекцию картин на дереве, которая позволяет проследить изменения в творчестве Симоне. Фрески, которые были изготовлены в Ассизи, имели своеобразные протоджоттистские черты, а вот работы, выполненные позже, наделены готизирующим стилем. Последний изменил не только объемы, но фоны и линии в произведениях.

К творчеству этого времени можно смело отнести два полиптиха из церкви Санта-Катарины и музея в Орвьето. Хотя исследователи не раз проводили стилистический анализ, который указывает на то, что последний полиптих относится к 1320-м годам. Кстати, сложности с изучением этой работы возникают и потому, что документально найдено несколько помощников в создании этого произведения.

Активная деятельность

В городских документах нашлись и сведения о выплатах живописцу. Причем зарплата выдавалась регулярно, а значит, в Сиене художник работал достаточно активно. Тут же указаны и работы, за которые Мартини получал деньги, и которые сложно идентифицировать, некоторые же утрачены вовсе.

Есть сведения о том, что Симоне получил финансы за поправку собственного творения «Маэста». Дело в том, что фреска была испорчена из-за просочившейся влаги. Также художник получил финансы за роспись креста, которую было суждено завершить другому творцу. Регулярно в 1322 году Мартини получал деньги за работы, которые выполнял для Палаццо Пубблико.

Личная жизнь

Женитьба итальянского творца случилась в 1324 году. Его возлюбленной стала Джованна, дочь Филиппуччо. Можно предположить, что свадьба была пышная, так как Мартини получал крупные деньги за свои произведения. Доказательством является и то, что до свадьбы он купил дом своей будущей жене. Причем подобный дар влетел ему в копеечку, он заплатил 220 золотых флоринов (а это было в три раза больше тех денег, которые он получил за свою великолепную работу с изображением крепости).

Такой подарок, вероятно, следует толковать как благодарность за благородство. Ведь на тот момент живописцу было уже 40 лет, а его избранница была совсем юна. Симоне считал, что обязан отблагодарить девушку за то, что она согласилась вступить в брак с невзрачным мужчиной в возрасте.Благодаря женитьбе, художник смог наладить тесные связи с семьей Липпо, которые смогли продержаться до конца всего творчества Мартини. Наиболее ярким проявлением такой сплоченной связи с родными жены стало произведение «Благовещение из Уффици», где ярко выражены черты семьи Липпо.

Семейное творчество

После женитьбы художник продолжил активную деятельность в направлении творчества. В 1326 году он создал великолепное полотно, которое позже называли «очень хорошим», а плата за него была достойная. На следующий год он создал роспись двух штандартов, которые, к сожалению, к нашему времени не сохранились. Они были посвящены сыну короля Роберта.

В конце 1320-х годов он создает две работы, которые также считаются утраченными. Первая работа посвящена двум ангелам и была создана для Палаццо Пубблико, а вторая работа изображала мятежника Марко Реголи и была помещена в зале Консистории.

Авиньон, небольшой городок в Провансе, на время стал культурным художественным центром мира. Сюда съезжались живописцы со всей Европы, привозили свои произведения и целые мастерские. В 1336 году сюда добрался и Симоне. Здесь значительную роль играло расслоение общества, в котором Мартини старался быть ближе к «высоким людям». Делал он это за счет своего искусства, выполняя заказы высшей власти.

К сожалению, сведений о творчестве Мартини во Франции очень мало. Есть официальные документы, которые указывают на активную жизненную позицию творца. Он выступал свидетелем в арендном деле, был и участником юридического спора.

Относительно работ следует заметить, что найдены были их фрагменты в Нотр-Дам-де-Дом, также есть вероятность, что художник приложил руку к фронтиспису рукописи Вергилия, которая до того была во власти Петрарки. Также известно полотно «Святое семейство», находящее в Ливерпуле.

Как известно, умер живописец в 1344 году. Его подкосила неведомая «серьезная болезнь». Итальянец осознавал, что конец его близок, а поэтому за несколько дней до смерти составил завещание, в котором все свое имущество разделил между родственниками жены. Документ был засвидетельствован нотариусом из Флоренции – Галгани.

«Благовещение»

Картина Симоне Мартини «Благовещение» была создана в 1333 году. Художник создал её для алтаря Ансания, который находится в Сиене. Фон фрески золотой, что символизирует небо, а силуэт Марии сдержанный и плавный. Архангел Гавриил отображен на полотне активной фигурой, его одежда развивается, а крылья обрели летящую форму. Описание (Симоне Мартини «Благовещенье») не имеет таинственности и каких-то загадок. Картина передает нечто очень мягкое, но в тоже время яркое и божественное.

Образы, которые можно выделить на фреске, мистические. Каждая фигура сама по себе словно хрустальная, очень хрупкая и бесплотная. Святые Ансаний и Юлитта, наоборот, получились достаточно объемными и реалистичными.

Заслуживает внимания и произведение «Мадонна». Симоне Мартини создал необычайное полотно, которые многие относят именно к последнему периоду творчества, более зрелому. Характерны для картины этого творца золотой фон с красным и синим оттенками, мягкие линии, изящные линии фигуры Марии. Фреска сохранила в себе черты готического стиля, который был присущ живописцу в поздний период его творчества.

Это произведение любили многие поклонники и сам автор – Симоне Мартини. Эрмитаж стал той сокровищницей, которая с 1911 года хранит произведение в своих стенах.

Другие творения

Самая популярная картина Симоне Мартини – «Маэста». Она же, вероятно, была первым крупным произведением творца. Исследователи уверены, что именно под влиянием Дуччо был создан этот шедевр. Картине присущи некоторые очень точные черты, которые не встретишь у Дуччо. Среди них изменение цветов, форм и линий.

Стоит отметить и наличие в мировой коллекции картины Симоне Мартини «Портрет Лауры». Это произведение было посвящено другу художника Петрарке, который и заказал изображение своей любимой.

Можно много говорить об этом художнике. Творчество Симоне Мартини пусть и не известно до конца, возможно, местами додумано, все же остается необычайно ярким и интересным для ценителей итальянского искусства. Художник сделал огромный «подарок» мировой культуре, а его произведения сохранили черты, по которым легко идентифицировать шедевры Мартини.

Источник:

fb.ru

Симоне Мартини - биография и семья

Симоне Мартини

Краткая биография

Итальянский живописец раннего периода эпохи Возрождения — Проторенессанса.

Крупнейший мастер сиенской живописи работал в Сиене, Ассизи, Неаполе при дворе короля Робера Анжуйского, в последние годы жизни — при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки. Вероятно, был учеником Дуччо ди Буонинсенья, ведущего живописца того времени и основателя сиенской школы. Он получ

ил приглашение папы Бенедикта XII в 1340 г. и переехал в Авиньон, где тогда находился папский престол.

Как и на учителя, на его живопись сильно повлияло готическое искусство, переосмысленное Симоне Мартини и, впоследствии превратившееся в так называемую интернациональную (общеевропейскую) готику

. Симоне Мартине также известен как великолепный портретист. Пандольфо Малатеста из итальянского княжеского рода Малатеста поручил именно ему написать портрет Петрарки, а по просьбе Петрарки, Мартини написал портрет Лауры, которым заказчик остался чрезвычайно доволен, а папская курия в 1340 г. даже

признала его официальным представителем сиенской церкви.

Работал в Сиене, Неаполе (при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского, где в том числе ок. 1317 г. был возведен в рыцарское достоинство), Орвието, Ассизи и Авиньоне, где и умер, не дожив 4 лет до «черной смерти».

По версии Вазари «

…с ним приключилась серьезная болезнь. побежденный недугом, он отошел в мир иной»

Маэстá, Палаццо Публико,Сиена. 1315—1316 гг.

Благовещенье, галерея Уффици, Флоренция. 1333 г.ок. 1317 г. «Святой Людовик Тулузский, коронующий Роберта Неаполитанского», Национальный музей и

галерея Каподимонте, Неаполь.

1315—1316 гг. Маэстá (Мадонна под балдахином), Палаццо Публико (Plazzo Publico),Сиена. Написана по поручению Совета Девяти, в Зале Маппамондо (Sala del Mappamondo), названным так в честь карты мира, написанной Амброджио Лоренцетти в начале XIV в., в сиенском Пала

ццо Публико. Напротив не менее знаменитая фреска Кондотьер Гвидориччо да Фольяно, изображенный в медлительном, повествовательном движении, между двух крепостей; захваченная, с опустевшим лагерем ниже, Сассофорте (справа) и Монтемасси (слева).

1326 г. сцены из жизни святого Мартина Турского (по зак

азу Роберта Анжуйского), капелла в церкви Сан-Франческо в Ассизи.

1328 г. Кондотьер Гвидориччо да Фольяно, Палаццо Публико, Сиена.

1333 г. Благовещенье, написанная совместно с учеником Липпо Мемми, галерея Уффици, Флоренция.

ок. 1340 г. Фронтиспис в рукописи Вергилия, принадлежал Петрарке. Амб

Источник:

facecollection.ru

Мартини Симоне Картины биография Martini Simone

Мартини Симоне

Картины и биография

Мартини Симоне (Martini Simone) (около 1284-1344)

Итальянский живописец. Работал в Тоскане, а также в Неаполе (1317), Орвието (1320), Ассизи (1320-е годы) и Авиньоне (с 1340). Мастер сиенской школы, Мартини был последователем и, возможно, учеником Дуччо ди Буонинсенья, испытал влияние живописи французской готики.

Посвящение в рыцари, фреска, 1326

Сцены из жизни святого Мартина

Церковь Сан-Франческо, Ассизи

На картине Симоне Мартини изображено Благовещение, то есть момент, когда, внезапно явившись Марии, архангел Гавриил сообщает ей, что она станет матерью Христа. Вздымающийся плащ ангела и его огромные распростертые крылья свидетельствуют о том, что архангел только что появился здесь. Слова приветствия, с которыми ангел обращается к Мадонне, начертаны на золотом фоне, как будто бы они исходят из его уст. Мария, напуганная принесенной Гавриилом вестью, слегка отвернулась от него и подбирает рукой свой плащ, словно бы защищаясь от охватившего ее смятения. Белые лилии и книга, которую держит Мадонна,- эти традиционные атрибуты сцены Благовещения трактованы мастером с необычным для того времени реализмом. Изящество фигур и драгоценное сияние красок картины делают ее одним из самых совершенных образцов позднего готического искусства. Мартини Симоне исполнял работы для самых влиятельных и просвещенных заказчиков своего времени, для правительства Сиены, поэта Петрарки и для короля Роберта Неаполитанского.

Современник и друг Петрарки, Симоне Мартини кроме Сиены работал в Ассизи, в Авиньоне и Неаполе. К 1315 году относится его известная фреска “Маэста”, во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико. Уже одним этим она приобретала более светский и парадный характер; в смысле своей композиции она также отличалась большей пространственностью и свободой, которые, однако, прихотливым образом сочетались в произведениях Симоне с плоскостным декоративным началом. В этой фреске все фигуры, начиная с мадонны, отмечены чертами готического изящества и элегантности, в какой-то степени отражающими черты рыцарского быта, к которому Симоне Мартини испытывал большой интерес.

Женские образы приобретают в трактовке сиенского мастера гораздо большую мягкость и поэтическую одухотворенность; помимо этого они обладают большей объемностью, чем фигуры Дуччо. Причудливая смесь северноготических средневековых форм, заимствованных из французской книжной миниатюры, и реалистического начала, проникшего в сиенскую живопись после Джотто, отразилась во фреске Симоне Мартини, исполненной им в 1328 году также для сиенской ратуши, изображающей полководца Гвидориччо да Фольяно, едущего на коне.

Эта фреска, написанная на противоположной от фрески “Маэста” стене, приобретала своего рода символическое значение, так как была трактована художником как призыв к военному возрождению республики. Помимо того, что здесь была предпринята попытка изобразить, правда, еще условный, но с намеками на перспективу пейзаж — рыжие холмы с феодальными замками и крепостями на фоне синего неба, — эта фреска важна тем, что здесь создан один из первых портретов в искусстве треченто, выражавший еще не индивидуальные, а обобщенно-типические черты кондотьера. Этот всадник в одеянии, украшенном узором из ромбов, таким же, какой украшает чепрак его коня,— является прототипом многочисленных конных памятников, исполненных в скульптуре и в живописи итальянскими мастерами 15 века.

В произведениях художника Симоне Мартини (фрески в Палаццо Публико в Сиене - “Маэста”, 1315, и изображение кондотьера Гвидориччо да Фольяно, 1328; росписи со сценами из жизни святого Мартина Турского в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1326; алтарный образ “Благовещение”, 1333, Уффици) главенствующее место занимают идеалы позднерыцарской культуры с присущими ей утонченным спиритуализмом, любовью к изысканным линиям и силуэтам, эмоционально выразительному, мягкому колориту.

“Благовещение” — одна из самых лучших работ художника. Бесплотная фигура мадонны, задрапированная в темно-синий плащ, выделяющий ее изящный силуэт на золотом фоне, представлена в эффектном эмоциональном и цветовом контрасте с фигурой стоящего перед ней на коленях светлого ангела с большими узорными крыльями. В центре между фигурами помещена золотая граненая ваза с высокими лилиями. На боковых створках композиции изображены святые. Овеянное тонким лиризмом, это произведение с его нежными звучными красками и плавной мелодией линий, создающих гибкие контуры фигур, характеризует творческий расцвет мастера. Маленькая Мадонна из сцены “Благовещение” (Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная на золотом тисненом фоне, с ее легким и изысканным силуэтом невесомой и изящной фигурки, узким овалом лица, с миндалевидным разрезом глаз и тонкими длинными пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини.

Прелесть его женских образов была близка по своему духу к поэзии Петрарки, и не случайно именно Симоне Мартини поэт поручил выполнить портрет своей бессмертной возлюбленной Лауры. Для сиенцев Симоне Мартини был самым любимым художником, унаследовавшим от Дуччо лучшее, что он имел, но раскрепостившим вместе с тем сиенскую живопись от гнета византийских традиций и придавшим ей светский оттенок, красоту, декоративную выразительность — качества, которые должны были нравиться его современникам. Симоне Мартини работал также в Ассизи, где участвовал в росписях нижней церкви Сан Франческо. Из сохранившихся его ассизских фресок очень красив фрагмент с изображением музыкантов из композиции «Посвящение святого Мартина в рыцари».

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!

Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .

От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.

Источник:

smallbay.ru

Симоне Мартини - биография и семья

Симоне Мартини

Наряду с Дуччо и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. Точная дата его рождения неизвестна. Однако известна точная дата его смерти — в сиенском монастыре Сан Доменико в записи об умерших от 4 августа 1344 г. значится: «Мастер Симон, художник, умер в курии; погребение состоялось четвёртого дня в августе 1344 года». Вазари в своем жизнеописании Симоне Мартини сообщает, что на его гробнице было указано, что художник скончался в возрасте шестидесяти лет, следовательно, дату его рождения можно отнести к 1284 г.

О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации. Фердинандо Болонья, итальянский исследователь творчества Мартини, считает, что с 1312 по 1315 г. Симоне часто приезжал из Сиены в Ассизи, где готовил рисунки оконных витражей для капеллы Сан Мартино. Первая достоверная работа Симоне — фреска «Маэста» в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись «a man di Symone», то есть «работа Симоне». Этому же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства — выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же года. Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации . После фрески «Маэста» Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году. Предполагается, (хотя это документально не подтверждено) что после этого он работает в Неаполе над алтарем Св. Людовика Тулузского, поскольку тот был канонизирован именно в 1317 г. Некоторые учёные считают, что один из счетов анжуйского двора, в котором король назначает годовое жалование в 50 унций золота некоему «Simone Martini milite», то есть «Симоне Мартини, рыцарю», имеет прямое отношение к художнику, поскольку он вполне мог быть возведён в рыцари за личные заслуги, а также за то, что в своём творчестве выразил знаки почитания к Роберту Неаполитанскому, его семье и французскому королевскому дому. Однако с такой интерпретацией далеко не все согласны, хотя дарование звания рыцаря художникам такого уровня встречалось в позднем средневековье.

В 1319 г. Симоне Мартини написал полиптих для церкви Санта Катерина, а в 1320 г. — полиптих, который ныне хранится в музее в Орвьето. Все остальные произведения этого периода не имеют точных дат создания, но приписаны к нему по сходным стилистическим характеристикам. Этот период был весьма плодотворным, Симоне со своей мастерской работал в Орвьето, однако продукция, выходившая из её стен, была неравномерного качества, и специалисты до сих пор спорят, где рука мастера, а где рука подмастерьев. В 1321 г. имя Симоне опять появляется в записях сиенского казначейства — Биккерны — он получил плату за реставрацию своей фрески «Маэста», которая уже к тому времени была испорчена проступившей влагой. В 1322-23 гг. в счетах Биккерны имя Симоне Мартини вновь несколько раз упоминается в связи с выплатами ему сумм за ряд неуточнённых работ в Палаццо Пубблико. В 1324 г. Симоне Мартини женится на Джованне, дочери художника Меммо ди Филиппуччо и сестре Липпо Мемми. Незадолго до этого, в январе-феврале 1324 г. он купил у своего тестя дом, а позднее преподнёс своей невесте щедрый подарок — 220 золотых флоринов. По свидетельству Петрарки, Симоне не отличался красотой, к тому же невеста была значительно моложе его, и можно только догадываться о причинах столь щедрого подарка. Эта женитьба ввела Симоне в семью Липпо, которой принадлежала успешная мастерская, укрепила профессиональные и дружеские связи, которые поддерживались в течение всей жизни. Венцом этих отношений следует считать знаменитое «Благовещенье» из галереи Уффици во Флоренции, в котором ученые до сих пор не могут отличить руку одного мастера от руки другого.

К 1320-ым годам, вероятно, относится создание алтаря «Блаженного Агостино Новелло». В 1326 г. Мартини создал картину для Палаццо Капитано дель Пополо, которую в XV в. хвалил Гиберти, но она не сохранилась. В 1329-30 гг. он создал два произведения для Палаццо Пубблико, которые тоже не дожили до наших дней. В 1330 г. он пишет фреску «Гвидориччо да Фольяно» в честь освобождения в 1328 г. сиенской крепости Монтемасси. В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает «Благовещенье» (Флоренция, Уффици). Это его последняя известная работа перед отъездом в Авиньон, куда он приезжает, судя по всему, в 1336 г.

Перемещение папского престола в Авиньон превратило этот маленький городок в художественный центр. Туда переезжали как отдельные художники, так и целые мастерские. Папская казна щедро оплачивала строительство и украшение своей новой резиденции. Симоне Мартини прибыл в Авиньон по протекции одного из кардиналов.

Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти. Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера международного класса, обслуживавшего папский престол. Его репутация в родной Сиене была безукоризненной.

30 июня 1344 г. Симоне Мартини составил завещание. Вероятно, он был уже серьёзно болен и составлял завещание, предчувствуя близкий конец. Написанный и засвидетельствованный флорентийским нотариусом Сер Джеппо ди Сер Бонайуто Галгани, этот документ сообщает, что всё своё состояние (два дома, земли с виноградниками и солидная сумма денег) он своею волей поделил между супругой, племянницами Франческой и Джованной и детьми своего брата Донато. Своих детей у Симоне не было, поэтому раздача состояния племянницам и племянникам выдаёт в нём человека чадолюбивого и сентиментального. Через месяц с небольшим Симоне Мартини скончался в Авиньоне.

Творчество Ранний период

К раннему периоду творчества, то есть к произведениям, созданным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» («Мадонна с младенцем № 583» 1308-10 гг., Сиенская пинакотека).

Эта работа, с одной стороны, демонстрирует тесные связи Мартини с искусством Дуччо, с другой, в ней видны черты, характерные для работ Симоне Мартини. Другое раннее произведение — фреска с изображением Мадонны, открытая Энцо Карли и датированная им 1311-14 гг. От прежней «Мадонны» в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно осталась только голова. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо. Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем № 583» из Сиенской пинакотеки. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Это богато выполненная картина с использованием золота, серебра и цветных камней. В ней ещё различимо влияние Дуччо в трактовке типажей и поз персонажей, и в то же время есть некоторые робкие новации. Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.

Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г. Вероятно, первой фреской была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Это торжественная, полная иерархической строгости композиция, написанная, вне сомнения, под влиянием «Маэста» Дуччо. Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям. Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс, в центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо, а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с младенцем. Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного балдахина и столбов, на которых он крепится. В третьих, это лепка фигур и лиц, особенно тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный, если можно так выразиться, «полуколлаж». Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово. Можно только представить, каким эффектным и сияющим было это произведение в 1315 г.

Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи

Фрески в капелле Сан Мартино в нижней церкви Сан франческо в Ассизи были приписаны Симоне Мартини только в XVIII в. Это сделал один антиквар, а спустя столетие Кавальказелле подтвердил эту атрибуцию. Вкратце история появления этих фресок такова. Заказчиком строительства и украшения этой капеллы был бывший францисканский монах, пошедший на службу к Папе и ставший кардиналом под титулом Сан Мартино аи Монти. Он принадлежал к ближайшему окружению папы Бонифация VIII. Папа Климент V отправил его с политической миссией в Венгрию. Между 1310-12 гг. он возвращался обратно в Италию и получил задание перевезти папскую казну из Перуджи в Авиньон. В его расходной книге мартом 1312 г. помечено выделение 1070 флоринов на воздвижение и отделку капеллы Сан Мартино (или соседней капеллы Святого Людовика). Кардиналу не суждено было увидеть исполнение своего заказа — 27 октября 1312 года он скончался в Лукке по пути в Авиньон. Однако вскоре в здании нижней церкви Сан Франческо была пробита стена, в результате чего погибли старые фрески, и пристроена капелла, которую позднее расписал Симоне Мартини.

Датировка этих фресок до сих пор вызывает дискуссии, однако большинство учёных согласны с датой «1317 год». Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св. Мартина, основываясь на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика — кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. Мартином. Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления императора Юлиана. Мартин был всадником, служившим в римской армии. В 344 г. он пережил глубокое религиозное обращение, принял христианство и отказался далее служить кесарю — он стал служить Господу Богу. Впоследствии св. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес.

Св. Мартин делит свой плащ с нищим.

Посвящение в рыцари.

Отречение св. Мартина от оружия.

Видение св. Амвросия.

Чудо во время мессы.

Чудо воскрешения мальчика.

Смерть Святого Мартина.

Похороны Святого Мартина.

Заказчик капеллы кардинал Сан Мартино аи Монти перед св. Мартином.

Эти фрески — шедевр Симоне. Они созданы на пике его творчества. Пространственные построения, людские позы, множество разных находок и новаций в трактовке сюжетов вызвали заслуженное восхищение современников. История св. Мартина прописана деликатно и аристократично, без лишних аффектов, в изысканном, готизированном стиле.

Алтари и полиптихи

С середины 1320-х гг. слава Мартини вышла далеко за пределы Сиены. Его мастерская процветала, от заказов не было отбоя. Из всех мастеров, работавших в ней, до наших дней дошли только имена брата Симоне — Донато, а также Липпо и Тедерико Мемми. Из многочисленной продукции, вышедшей из стен этой мастерской, до наших дней дожило совсем немного. Первой созданной Симоне Мартини алтарной картиной считается «Алтарь св. Людовика Тулузского» (1317 г. Музей Каподимонте, Неаполь), который он выполнил во время гипотетического пребывания при дворе Роберта Неаполитанского. Он представляет собой картину, на которой св. Людовик Тулузский коронует Роберта Неаполитанского, в то время как ангелы коронуют небесной короной самого св. Людовика. Символизм картины прозрачен: Людовик согласился стать епископом только при условии, что ему позволят вступить в францисканский орден, о чём он тайно договорился с папой Бонифацием VIII. Так он и прожил жизнь в бедности, чистоте и бессребренничестве. Однако Симоне в картине затушевал его бедность, изобразив Людовика в богатой и готически красивой одежде. В нижней части алтаря находится пределла, в которую вставлены пять картин со сценами из жития св. Людовика Тулузского.

Самый большой и сложный полиптих, к тому же документированный, известен под названием «Полиптих Санта Катерина». Сегодня он хранится в музее Сан Маттео в Пизе. В хрониках монастыря Санта Катерина сохранилась запись о том, что в 1319 г. «брат Петрус» приказал поместить в главном алтаре церкви прекрасную живопись «manu Symonis senesis» — работы Симоне из Сиены. На первый взгляд полиптих кажется простым изображением сорока трёх полуфигур святых и пророков, однако в действительности набор святых представляет собой единую изобразительную программу, выражающую идею проповедничества, составляющую костяк идеологии доминиканского ордена — достаточно обратить внимание на то, что у большинства персонажей полиптиха в руках свитки или книги со священными текстами.

Следующим по времени считается так называемый «Кембриджский алтарь». Три из четырёх его створок ныне находятся в Музее Фицуильяма в Кембридже, а центральная панель с изображением Мадонны с младенцем — в Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне. Этот полиптих датируется 1320-25 гг.

Симоне Мартини. Полиптих «Санта Катерина». 1319 г. Музей Сан Маттео. Пиза

Симоне Мартини. Кембриджский алтарь. 1320-25 гг. Музей Фицуильяма. Кембридж

Симоне Мартини. Алтарь из Орвьето. 1320 г. Музей собора. Орвьето

К этому же периоду относятся ещё два полиптиха, написанные, по всей вероятности, во время работы мастерской Симоне в Орвьето. Это полиптих из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, который ранее принадлежал церкви Санта Мария деи Серви в Орвьето, и полиптих из музея собора в Орвьето. Обе работы датируются началом 1320-х гг. К этому же периоду причисляют ещё несколько изображений мадонн, разрозненных частей ещё одного полиптиха и большой расписной крест, находящийся ныне в церкви делла Мизерикордия, Сан Кашано (Флоренция).

Судя по всему в середине 1320-х годов, женившись, Симоне устал от постоянных переездов по городам со своей мастерской и наконец-то надолго осел в родной Сиене. Специалисты считают, что это произошло в 1326 г. В этот период он создал «Алтарь Блаженного Агостино Новелло».

Агостино Новелло был современником Симоне. Этот святой изучал право в Болонском университете, стал личным советником короля Манфреда, затем вступил в августинский орден и был избран его генералом. Однако вскоре, бросив все светские и церковно-административные занятия, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в Сан-Леонардо-аль-Лаго близ Сиены. В 1309 г. отшельник Агостино умер, и культ его начал распространяться помимо воли и желания властей. Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть».

К так называемому «второму сиенскому периоду» в творчестве Симоне Мартини относят и знаменитую фреску с конным портретом Гвидориччо да Фольяно. Вокруг неё в учёной среде до сих пор продолжаются споры. Спорят обо всем: начиная с того, принадлежит ли фреска кисти Симоне Мартини (Беллози, например, считает, что это работа Дуччо), кончая тем, в честь какого события она написана. Фреска, тем не менее, замечательная. На ней, скорее всего, изображена реальная местность с реальными крепостью и городом; однако сам портрет Гвидориччо выпадает из пространства картины, существует как бы сам по себе и кажется эмблемой или печатью, поставленной на документ. Левая нога его коня стоит уже не на земле, а на обрамлении картины.

И последнее произведение, созданное Симоне Мартини перед отъездом в Авиньон, — это прославленное «Благовещенье» из галереи Уффици. За рамой, изготовленнной в XIX в., можно прочитать надпись: «Симон Мартини и Липпус Мемми из Сиены написали в 1333 году». Этот продукт совместного творчества был создан для капеллы св. Ансано в сиенском соборе. Алтарная картина прекрасно сохранилась, в ней недостает только фигуры Бога-Отца в центральном тондо. Она полна готической изысканности, а в фигуре Мадонны, может быть, есть даже некоторая манерность. По сторонам от сцены Благовещенья изображены св. Ансано и св. Джулитта. От архангела Гавриила, принесшего Богоматери благую весть, исходит начертанная на золоте фраза: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!». По поводу этой работы Симоне не одно десятилетие тоже идут споры: где рука Симоне, а где рука Липпо. Перечислять все варианты предположений нет никакого смысла.

Портретное творчество

См. Портрет итальянского Ренессанса#Сиенская школа.

О том, что Симоне в начале 1336 г. уже был в Авиньоне, специалисты сделали вывод на основании двух сонетов Петрарки, написанных 4 ноября 1336 г. Его в этой поездке сопровождали члены семьи и несколько помощников по мастерской. Протекцию Симоне составил один из кардиналов, возможно, Якопо Стефанески, который тоже переехал в новую папскую резиденцию и по заказу которого Симоне расписывал в Авиньоне церковь Нотр-Дам-де-Дом. Фрески очень плохо сохранились. Мартини и Петрарку связывала большая дружба. Известна история, связанная с портретом Лауры, возлюбленной Петрарки, который написал для него Симоне. К авиньонскому периоду относится миниатюра, созданная Симоне Мартини в рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке. Несмотря на двух вполне средневековых рыцарей, изображенных в ней, портрет Вергилия, а также буколические крестьяне в нижней её части вызывают в памяти античную эпоху. В ней ощущается не столько готический, сколько ренессансный дух.

От авиньонского периода остался ещё один полиптих, створки которого ныне находятся в разных музеях. Это полиптих с изображением Страстей, две створки которого, «Распятие» и «Снятие с креста», находятся в королевском музее изящных искусств в Антверпене, одна — «Несение Креста» в Лувре в Париже, и ещё одна — «Положение во гроб» — в Берлинской картинной галерее. Предполагается, что это небольшое произведение заказал Симоне Наполеоне Орсини, скончавшийся в авиньонской курии в 1342 г., поэтому его обычно именуют «Полиптих Орсини».

Источник:

people-archive.ru

Симоне Мартини в городе Магнитогорск

В этом каталоге вы всегда сможете найти Симоне Мартини по разумной цене, сравнить цены, а также найти другие книги в категории Культура и искусство. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой населённый пункт России, например: Магнитогорск, Москва, Киров.