Каталог книг

Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Критика и история культуры обычно нацелены на прояснение смыслов, на превращение непонятного в понятное. Задача работ, составивших новую книгу М. Ямпольского, – не прояснять, но выявлять механизмы порождения неопределенного в культуре. В широкой междисциплинарной перспективе, охватывающей философию, эстетику, теорию и историю литературы и искусства, автор показывает, как в творческом процессе культуры работают категории неопределенности: «бесформенность», «хаос», «ничто», «случайность». Среди конкретных фактов культуры, иллюстрирующих этот процесс, – средневековая мистика, русская литература XIX–XX веков, эволюция филологии, кинематограф Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Вуди Аллена, Александра Сокурова, Чжан Имоу.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности ISBN: 978-5-4448-0832-0 Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности ISBN: 978-5-4448-0832-0 299 р. litres.ru В магазин >>
Le Fanu J.S. In a Glass Darkly 1. Green Tea, The Familiar & Mr. Justice Harbottle / Сквозь тусклое стекло 1. На английском языке ISBN: 978-5-521-07120-3 Le Fanu J.S. In a Glass Darkly 1. Green Tea, The Familiar & Mr. Justice Harbottle / Сквозь тусклое стекло 1. На английском языке ISBN: 978-5-521-07120-3 269 р. ozon.ru В магазин >>
Михаил Ямпольский Пригов. Очерки художественного номинализма ISBN: 978-5-4448-0423-0 Михаил Ямпольский Пригов. Очерки художественного номинализма ISBN: 978-5-4448-0423-0 199 р. litres.ru В магазин >>
Михаил Веллер Кассандра ISBN: 978-5-17-108204-8 Михаил Веллер Кассандра ISBN: 978-5-17-108204-8 199 р. litres.ru В магазин >>
Тарас Асачев Тусклое небо (цифровая версия) (Цифровая версия) Тарас Асачев Тусклое небо (цифровая версия) (Цифровая версия) 130 р. 1c-interes.ru В магазин >>
Солженицын А.И. Царь. Столыпин. Ленин : Главы из книги Солженицын А.И. Царь. Столыпин. Ленин : Главы из книги "Красное Колесо" ISBN: 978-5-17-103302-6 554 р. bookvoed.ru В магазин >>
Михаил Ямпольский Муратова. Опыт киноантропологии ISBN: 978-5-905669-23-1 Михаил Ямпольский Муратова. Опыт киноантропологии ISBN: 978-5-905669-23-1 343 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности - Ямпольский Михаил - Страница 1

Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности
  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 529 278
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 457 851

«Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности

© М. Ямпольский, 2010,

© Художественное оформление. «Новое литературное обозрение», 2010

(о явлении ангелов)

Читатель, разумеется, узнал в названии этой книги слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам (13:12): «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Под «стеклом» тут, скорее всего, понимается зеркало[1], производством которых славился Коринф.

Эта метафора тусклого стекла[2], на мой взгляд, хорошо описывает нашу культуру. Окружающий нас мир лишен всякой определенности. Но человек так устроен, что не может жить в мире, лишенном смыслов, целей и законов. Культура и есть некая вторая природа, созданная человеком, в которой мир обработан по законам языка и смысла. Мы всегда окружаем себя смысловыми конструкциями, которые облегчают нашу жизнь, собственно и позволяют нам жить. Но это огромное призматическое зеркало, которое мы соорудили и с которым идентифицируем мир, далеко не так четко, как нам бы того хотелось. Более того, оно само создает вторичный слой неопределенности. Неопределенность поражает все аспекты культуры от политики и экономики до искусства. Возникает вопрос о том, каков же смысл этого тусклого стекла, если оно не в состоянии эффективно трансформировать мир по законам смысла?

Слова апостола Павла часто сопоставляются с талмудическим текстом, в котором речь идет о лицезрении Бога еврейскими пророками. Процитирую это место из трактата Yevamot (49b):

Все пророки увидели [славу] в зеркале, которое не сияет, и им показалось, что они увидели видимый объект. Это подобно тому, как старик, чье зрение притупилось, видит то, что внизу, как если бы оно было наверху, одну [вещь], как если бы их было две, и в таком роде, но это не так. Ибо написано: «и через пророков я имел видение» (u-ve-yad ha nevi’im ’adammeh) (Осия 12:11)[3], то есть видение, которое они имели, было видением (dimyon), а не [чем-то] подлинным (‘iqqar). Моисей видел славу и блеск Shekhinah через зеркало, которое сияет из-за Shekhinah. Он хотел увидеть больше, но ему было в этом отказано. […] Ни одному созданию не было даровано лицезрение всего – блеска и славы бо?льших, чем слава Shekhinah[4].

Пророки видели очертания тела, внешний облик Бога. Но видели через темное зеркало, которое искажает. Иными словами, то, что они лицезрели, – это иллюзия, обман зрения. Моисей видел только свет, сияние, но видел через зеркало, которое отражает верно. Человек оказывается перед альтернативой – видеть какие-то ложные тени, которые можно различить, или видеть истину, в которой ничего не различимо, кроме совершенной неопределенности истока, не имеющего формы. Невольно приходит на ум платоновская притча о пещере. Чем точнее наше зеркало, тем меньше оно отражает нам в категориях формы и смысла. Исследование культуры невольно соприкасается с такого рода апофатикой, которую оно стремится сделать объектом своего изучения.

В небольшой коллекции оккультной литературы, имеющейся в моей библиотеке, есть «Трактат о Магии Ангелов». Это транскрипция рукописи Harley 6482 Британской библиотеки. Рукопись Harley 6482 – собрание эзотерических текстов, переписанных рукой некоего Питера Смарта между 1699 – 1714 годами, то есть в эпоху расцвета движения розенкрейцеров. Текст этот интересен для меня тем, что он, среди прочего, приводит всевозможные заклинания и описывает ритуалы, направленные на материализацию и визуализацию ангелов, существ, лишенных видимой плоти, материального облика. На фронтисписе рукописи изображено зеркало, повернутое оборотной стороной к читателю и установленное на треножнике (илл. 1). Задняя сторона зеркала украшена еврейскими письменами и таинственными знаками, которые комментируются в тексте книги. Тут, например, изображены первые семь букв ангельского алфавита: Agiel, Belah, Chemor, Din, Elim, Fabab и Graphiel. Здесь же бандероли (ленты) с семьюдесятью двумя Schemhamphoras, написанными ивритом. Имеются в виду 72 ангела, несущие имя Бога. В книге содержится полный список Schemhamphoras, с молитвой к каждому из них. Список начинается так: Vehujah, Ielil, Sirael, Elemijel, Lelahel, Achajah, Cahatel, Haziel и т. д.[5] Вверху зеркала, там, где ручка, изображена тайная печать Соломона, окруженная мистическими знаками из герметических амулетов и печатей.

Зеркало это упоминается во включенном в книгу трактате некоего доктора Рудда «Девять иерархий ангелов с заклинаниями их видимого явления». Трактат описывает, каким образом надо заклинать ангелов. Для этой цели требуется либо «Камень Кристалл», либо «Стеклянное вместилище», которое, собственно, и есть вышеописанное зеркало: «Стекло должно быть сделано на ножке или подставке, годящейся к тому, и должно быть вставлено в углубление, так чтобы нога или подставка стояли прямо»[6]. После того как «стекло» установлено, следует произносить заклинания и молитвы, тексты которых сообщает доктор Рудд. И вот возникает первый знак явления ангела: «…затем знак их явления, более всего похожий на покров или занавес, или некий прекрасный цвет, висящий внутри или возле камня или стекла, подобный яркому облаку или какому-либо иному Иероглифическому явлению, одновременно странному и приносящему наслаждение от его созерцания»[7]. Это пред-явление совершенно неопределенно, вроде того, что видит Моисей в своем сияющем зеркале. Что-то видно, но что это, кто разберет… Существенно также и то, что явление завесы до явления лица прямо отсылает к популярному визионерскому мотиву «Вероники», истинного лика, отпечатанного на плате и как бы выступающего из плата и повисающего перед ним. Видение Вероники, столь популярное в Средние века, было прямо связано с мотивом тусклого зеркала. Эва Курылюк считает, что эта связь опосредована плотиновским мотивом зеркала материи («Эннеады», III, 6, 7)[8]. Юлиана из Норвича в начале XV столетия писала о своем видении Вероники, что оно замутнено, но при этом ясно, прямо отсылая к тусклому зеркалу апостола Павла[9]. Она же отмечала странную неустойчивость цвета, постоянно менявшегося в лице Вероники. Джеффри Хамбургер связывает видения Юлианы с видениями Вероники некой Гертруды из Хельфты, имевшими место начиная с 1289 года и описанными ею в «Legatus divinae pietatis». Видения Гертруды также характеризует неопределенность, в конечном счете невозможность их описать в непротиворечивых терминах: «Вероника не может быть просто охарактеризована как либо чистая, либо запятнанная, сияющая или испачканная; парадоксально она одновременно и то и другое, точно так же как Христос одновременно и человек и бог»[10]. У Юлианы эта двойственность прямо выражается в разделении лица Христа на Веронике на две половины, одна из которых божественно совершенна, а другая отмечена человеческим несовершенством. Такой лик, естественным образом, не может достичь стадии визуальной определенности.

Вернемся, однако, к «зеркалу ангелов». После предварительных знаков в зеркале наконец появляется некая форма, смысл которой требует уточнения. И доктор Рудд рекомендует магу, заклинающему ангелов, начать с явлением следующий диалог:

Некоторые комментаторы, впрочем, считают, что речь идет об окне, которое делалось из почти непрозрачного рога, сквозь который можно было едва разобрать очертания.

См.: Norbert Hugede. La Metaphore du miroir dans les Epitres de saint Paul aux Corinthiens. Neuchatel – Paris, Delachaux – Niestle, 1957.

Имеется в виду фраза из Осии, которая в русской синодальной Библии выглядит так: «Я говорил к пророкам и умножал видения и через пророков употреблял притчи» (12: 10).

Цит. по: Elliot R. Wolfson. Through a Speculum that Shines. Vision and Imagination in Mediaeval Jewish Mysticism. Princeton, Princeton University Press, 1994, p. 148.

Агриппа (III, 25) объясняет, каким образом образуются эти 72 ангельских имени. Они возникают из манипуляций над фрагментом «Книги исхода» (14: 19 – 21). Фрагмент этот состоит из трех стихов, каждый из которых имеет по 72 буквы. Три эти стиха в определенном порядке пишутся в одну строку один над другим. Имена возникают от чтения этих трех строк по вертикали (Henry Cornelius Agrippa of Nettesheim. Three Books of Occult Philosophy. Woodbury, Llewellyn Publications, 1993, p. 538).

A Treatise on Angel Magic Being a Complete Transcription of Ms. Harley 6482 in the British Library. Ed. by Adam McLean. Grand Rapids, Phanes Press, 1990, p. 173.

Ewa Kuryluk. Veronica & Her Cloth. Cambridge, Mass. – Oxford, Basil Blackwell, 1991, p. 174 – 175. Плотин писал о таком зеркале: «…оно как зеркало, показывающее вещи, как если бы они были, в то время как они находятся в другом месте, по видимости наполненные, но в действительности пустые, не содержащие ничего, но претендующие на все» (Plotinus. The Six Enneads. Chicago – London. Encyclopaedia Britannica, 1952, p. 111).

«…так как наш духовный взор слеп, и мы обременены грузом нашей смертной плоти и темнотой греха, мы не можем ясно видеть лица Господа Бога. И из-за этой темноты мы едва можем верить в его великую любовь и неизменность, с которой он нас защищает» (Julian of Norwich. Showings. New York – Ramsey – Toronto, Paulist Press, 1978, p. 321. См. также: Jeffrey F. Hamburger. The Visual and the Visionary. Art and Female Spirituality in Late Medieval Germany. New York, Zone Books, 1998, p. 368).

Источник:

www.litmir.me

Ямпольский М

Ямпольский М. Сквозь тусклое стекло. 20 глав о неопределенности

Задача работ, составивших новую книгу М. Ямпольского, - не прояснять, но выявлять механизмы порождения неопределенного в культуре. В широкой междисциплинарной перспективе, охватывающей философию, эстетику, теорию и история литературы и искусства, автор показывает, как в творческом процессе культуры работают категории неопределенности: "бесформенность", "хаос", "ничто", "случайность".

Среди конкретных факторов культуры, иллюстрирующих этот процесс, - средневековая мистика, русская литература XIX-XX веков, эволюция филологии, кинематограф Сергея Эйзенштейна, Дзиги Ветрова, Вуди Аллена, Александра Сокурова, Чжан Имоу.

Бесформенность и идентичность

«Положим, хоть Алексеев» (Сходство как форма неопределенности)

Лицо без черт (Сокуров)

Различие, или По ту сторону предметности (Эстетика Гейне в теории Тынянова)

«Вливающиеся друг в друга и вместе враждебные слиянию» (Антисемитизм Розанова)

Сообщество одиночек (Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка)

Филология — наука непонимания (Фридрих Август Вольф, Фридрих Шлегель, Ницше)

Революция как событие смысла

Смысл приходит в мир (заметки о семантике Дзиги Вертова)

От Пролеткульта к Платону (Эйзенштейн и проект смысловой самоорганизации жизни)

Ничто как место и основание

Иван Грозный как ничто (Эйзенштейн)

Форма страха (Кьеркегор, Нижинский, Мейерхольд, Эйзенштейн)

Американское искусство: ничто и радикальный провинциализм (Уинслоу Хомер)

Эстетика и место отсутствия

Символ и начало (о проекте ВКомара и АМеламида «Символы Большого Взрыва»)

Открытость как неопределенность (Заметки о пустоте в кинематографе Антониони)

Дзен-барокко (Андрей Сен-Сеньков)

Метафора, миф, фактичность (О «Zoo» Виктора Шкловского и «Зверинце» Велимира Хлебникова)

Момент и случай (Вуди Аллен, Кесьлёвский, Аристотель)

Источник:

www.twirpx.com

Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности скачать книгу fb2 txt бесплатно, читать текст онлайн, отзывы

«Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности

Критика и история культуры обычно нацелены на прояснение смыслов, на превращение непонятного в понятное. Задача работ, составивших новую книгу М. Ямпольского, – не прояснять, но выявлять механизмы порождения неопределенного в культуре. В широкой междисциплинарной перспективе, охватывающей философию, эстетику, теорию и историю литературы и искусства, автор показывает, как в творческом процессе культуры работают категории неопределенности: «бесформенность», «хаос», «ничто», «случайность». Среди конкретных фактов культуры, иллюстрирующих этот процесс, – средневековая мистика, русская литература XIX–XX веков, эволюция филологии, кинематограф Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Вуди Аллена, Александра Сокурова, Чжан Имоу.

Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "«Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности" Ямпольский Михаил не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету, книга держит читателя в напряжении от начала до конца. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. "«Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности" Ямпольский Михаил читать бесплатно онлайн можно с восхищением, можно с негодованием, но невозможно с равнодушием.

Добавить отзыв о книге "«Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности"

Источник:

readli.net

Михаил Ямпольский

Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности

Михаил Ямпольский. "Сквозь тусклое стекло": 20 глав о неопределенности

Ямпольский М. "Сквозь тусклое стекло": 20 глав о неопределенности. М.: Новое литературное обозрение, 2010 — 688 с., ил. ISBN 978-5-86793-784-3

Критика и история культуры обычно нацелены на прояснение смыслов, на превращение непонятного в понятное. Задача работ, составивших новую книгу М.Ямпольского, — не прояснять, но выявлять механизмы порождения неопределенного в культуре. В широкой междисциплинарной перспективе, охватывающей философию, эстетику, теорию и история литературы и искусства, автор показывает, как в творческом процессе культуры работают категории неопределенности: "бесформенность", "хаос", "ничто", "случайность". Среди конкретных факторов культуры, иллюстрирующих этот процесс, — средневековая мистика, русская литература XIX — XX веков, эволюция филологии, кинематограф Сергея Эйзенштейна, Дзиги Ветрова, Вуди Аллена, Александра Сокурова, Чжан Имоу.

Ямпольский Михаил

Историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог. Профессор Нью-Йоркского университета, доктор искусствоведения. До переезда в Америку работал во ВНИИ киноискусства и Институте философии РАН. Область интересов: кино, история и теория визуальной репрезентации. Автор множества публикаций, среди которых — ряд книг, изданных в «НЛО»: «Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации, мимесис» (1996), «Беспамятство как исток. Читая Хармса» (1998), «О близком. Очерки немиметического зрения» (2001), «Физиология символического. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима» (2004), «Язык — тело — случай: Кинематограф и поиски смысла» (2004), «Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре» (2007), «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределенности» (2010).

Источник:

www.nlobooks.ru

Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности

TVtorrent.ru - ТВ торрент : 2011.01.04. 07-15. slls. Ямпольский М. Сквозь тусклое стекло. 20 глав о неопределенности. М. Новое лит-е обозрение, 2010. 688 с.(СКАН).pdf 2011.01.04. 07-15. slls. Ямпольский М. Сквозь тусклое стекло. 20 глав о неопределенности. М. Новое лит-е обозрение, 2010. 688 с.(СКАН).pdf Статистика

2011.01.04. 07-15. slls. Ямпольский М. Сквозь тусклое стекло. 20 глав о неопределенности. М. Новое лит-е обозрение, 2010. 688 с.(СКАН).pdf

Дополнительная информация:

НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Научное приложение. Вып. LXXXIV

Ямпольский М. «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределенности. М.: Новое литературное обозрение, 2010 — 688 с., ил.

Критика и история культуры обычно нацелены на прояснение смыслов, на превращение непонятного в понятное. Задача работ, составивших новую книгу М. Ямпольского, — не прояснять, но выявлять механизмы порождения неопределенного в культуре. В широкой междисциплинарной перспективе, охватывающей философию, эстетику, теорию и историю литературы и искусства, автор показывает, как в творческом процессе культуры работают категории неопределенности: «бесформенность», «хаос», «ничто», «случайность». Среди конкретных фактов культуры, иллюстрирующих этот процесс, — средневековая мистика, русская литература XIX—XX веков, эволюция филологии, кинематограф Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Вуди Аллена, Александра Сокурова, Чжан Имоу.

© М. Ямпольский, 2010

© Художественное оформление. «Новое литературное обозрение», 2010

1. «Положим, хоть Алексеев» (Сходство как форма неопределенности). 51

2. Лицо без черт (Сокуров). 78

3. Различие, или По ту сторону предметности (Эстетика

Гейне в теории Тынянова). 95

4. «Вливающиеся друг в друга и вместе враждебные слиянию» (Антисемитизм Розанова). 132

5. Сообщество одиночек (Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка) . 167

6. Филология — наука непонимания (Фридрих Август Вольф, Фридрих Шлегель, Ницше). 207

7. Революция как событие смысла. 224

8. Смысл приходит в мир (заметки о семантике Дзиги Вертова) 268

9. От Пролеткульта к Платону (Эйзенштейн и проект смысловой самоорганизации жизни). 288

10. Иван Грозный как ничто (Эйзенштейн). 353

11. Форма страха (Кьеркегор, Нижинский, Мейерхольд, Эйзенштейн). 389

12. Американское искусство: ничто и радикальный провинциализм (Уинслоу Хомер). 405

13. Эстетика и место отсутствия. 435

14. Цвет как язык. 455

15. Символ и начало (о проекте В. Комара и А. Меламида «Символы Большого Взрыва»). 482

16. Открытость как неопределенность (Заметки о пустоте в кинематографе Антониони). 505

17. Дзен-барокко (Андрей Сен-Сеньков). 529

18. Метафора, миф, фактичность (О «Zoo» Виктора Шкловского и «Зверинце» Велимира Хлебникова). 545

19. Момент и случай (Вуди Аллен, Кесьлёвский, Аристотель). 577

20. По ту сторону момента (Чжан Имоу) . 633

та, разделяющего прошлое и будущее, то китайский глагол не знает времен, характерных для индоевропейских языков. Время китайского глагола — неопределенно, хотя и может, конечно, уточняться (о китайской идее времени без момента см. главу 20). Для европейской культуры момент имеет принципиальное значение. Мы часто мыслим себе мгновенный переход от хаоса к структуре (см. главу 7). В любом случае хаос — это явление пространственного типа, судьба и эволюция которого вписаны в определенную темпоральность.

сматривается мной как нарратологический фактор, определяющий структуру повествования в западном и китайском кино (в фильмах Чжан Имоу).

Ничто обыкновенно полагается нами как некое зияние, пустота, негативность. В этом смысле мы интуитивно отличаем хаотическое или бесформенное от ничто. Мы вряд ли назовем «ничто» хаотически разбросанные вещи, не имеющие общего смысла. Но при этом хорошо известно, что элементы, не входящие в систему при кристаллизации структуры из хаоса, оказываются невидимыми, неназываемыми и превращаются в ничто.

Интересно выяснить причину их возникновения.

Источник:

tvtorrent.ru

Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности в городе Пермь

В данном интернет каталоге вы имеете возможность найти Михаил Ямпольский «Сквозь тусклое стекло» 20 глав о неопределенности по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть иные книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка осуществляется в любой город России, например: Пермь, Новокузнецк, Тюмень.