Каталог книг

Павел Александрович Флоренский

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Новая книга из серии "Русскiй Мiръ в лицах" посвящена жизни и трудам Павла Флоренского - богослова, философа, математика, физика, искусствоведа и музееведа, а в последние пять лет земной жизни - узника тюрем и лагерей. В 1937 году его жизненную правоту подтвердила мученическая кончина за то, что он - "священник, не снявший сана", потаенная казнь и братская могила рядом с тысячами его соотечественников. В книге представлены богословские, литературные произведения П.А. Флоренского. Их сохранила его жена А.М.Флоренская и старший сын Василий. В книге представлены как исследователи его творчества и мемуаристы - современники Павла Флоренского, так и исследователи - наши современники. Издание подготовлено старшим внуком Павла Флоренского, о рождении которого он успел узнать, будучи в Соловецком лагере. Впервые публикуются неизданные документы, приводятся новые сведения, сохранившиеся в семейном архиве. Составитель: П.В. Флоренский.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Флоренский П. (сост.) Павел Александрович Флоренский Диалог со временем Свет фаворский Поэтика судьбы Флоренский П. (сост.) Павел Александрович Флоренский Диалог со временем Свет фаворский Поэтика судьбы 528 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Павел Флоренский Автореферат. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Иконостас. Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность. Предполагаемое государственное устройство в будущем Павел Флоренский Автореферат. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Иконостас. Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность. Предполагаемое государственное устройство в будущем 149 р. litres.ru В магазин >>
Флоренский П. Обретая путь Павел Флоренский в университетские годы В двух томах Том II Флоренский П. Обретая путь Павел Флоренский в университетские годы В двух томах Том II 758 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Павел Флоренский Около Хомякова : (Критические заметки) Павел Флоренский Около Хомякова : (Критические заметки) 0 р. litres.ru В магазин >>
Павел Флоренский Приведение чисел : (К математическому обоснованию числовой символики) Павел Флоренский Приведение чисел : (К математическому обоснованию числовой символики) 0 р. litres.ru В магазин >>
Павел Флоренский Памяти Федора Дмитриевича Самарина ([Ум.] 23 октября 1916 года) : С приложением нескольких писем Ф.Д. Самарина Павел Флоренский Памяти Федора Дмитриевича Самарина ([Ум.] 23 октября 1916 года) : С приложением нескольких писем Ф.Д. Самарина 0 р. litres.ru В магазин >>
Павел Александрович Рассохин Сказки и басни для детей и взрослых. Павел Александрович Рассохин Сказки и басни для детей и взрослых. 176 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (1882-1937)

Русский религиозный философ, ученый, священник и богослов, последователь Вл. С.

Соловьева. Центральные вопросы его главной работы "Столп и утверждение Истины"

(1914) - идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также

обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания

икон. Основные произведения: "Смысл идеализма" (1914), "Около Хомякова" (1916), "Первые шаги философии" (1917), "Иконостас" (1918), "Мнимости в геометрии"

Павел Александрович Флоренский был человеком великих дарований и уникальной

Выдающийся математик, философ, богослов, искусствовед, прозаик, инженер,

лингвист, государственный мыслитель родился 9 января 1882 года близ местечка

Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан) в семье инженера-путейца,

строившего Закавказскую железную дорогу. Мать происходила из древнего армянского

рода Сапаровых. Кроме старшего Павла, в семье было еще пять детей

В своих записках "Детям моим Воспоминания прошлых дней" (1916-1924) Флоренский

мир детства. "Секрет гениальности - в сохранении детства, детской конституции на

всю жизнь. Эта-то конституция и дает гению объективное восприятие мира. ", -

С детства он присматривался ко всему необычайному, усматривая в "особенном" (так

называется один из разделов его воспоминаний) сигналы иного мира. ". Там, где

спокойный ход жизни нарушен, где разрывается ткань обычной причинности, там

виделись мне залоги духовности бытия, - пожалуй, бессмертия, в котором, впрочем,

я был всегда уверен настолько прочно, что оно меня даже мало занимало, как не

стало занимать и впоследствии и подразумевалось само собою" Ребенка волновали

сказки, фокусы, все, что отличалось от обычного вида вещей

Религиозно-философские убеждения Флоренского сложились не из философских книг,

которые он читал мало и всегда неохотно, а из детских наблюдений. Ребенком его

волновала "сдержанная мощь природных форм, когда за явным предвкушается

беспредельно больше сокровенное"

Отец Флоренского сказал как-то своему сыну-гимназисту, что его (сына) сила "не в

исследовании частного и не в мышлении общего, а там, где они сочетаются, на

границе общего и частного, отвлеченного и конкретного Может быть, при этом отец

сказал еще - "на границе поэзии и науки", но последнего я твердо не припоминаю."

Вспоминая о годах ученичества во 2-й тифлисской гимназии, Флоренский писал:

"Страсть к знаниям поглощала все мое внимание и время". Преимущественно он

занимался физикой и наблюдением природы. В конце гимназического курса, летом

1899 года, Флоренский пережил духовный кризис Открывшаяся ограниченность и

относительность физического знания впервые заставила его задуматься об Истине

абсолютной и целостной.

Этот кризис научного мировоззрения Павел Флоренский описал в главе "Обвал" книги

воспоминаний. Он хорошо помнил время ("жаркий полдень") и место ("на склоне горы

по ту сторону Куры"), когда вдруг ему стало ясно, что "все научное мировоззрение

- труха и условность, не имеющая никакого отношения к истине". Поиски истины

продолжались и завершились обнаружением простого факта, что истина в нас самих,

в нашей жизни "Истина всегда дана была людям, и Она не есть плод научения какой-

нибудь книги, не рациональное, а нечто гораздо более глубокое построение, внутри

нас живущее, то, чем мы живем, дышим, питаемся".

Первым душевным порывом после духовного переворота было уйти в народ отчасти под

влиянием сочинений Л.Н Толстого, которому в то время Флоренский написал письмо

Родители настояли на продолжении образования и в 1900 году Флоренский поступил

на физико-математический факультет Московского университета Наибольшее влияние

на него оказал один из основателей Московского математического общества Н.В.

Бугаев Свое кандидатское сочинение на специальную математическую тему Флоренский

предполагал сделать частью большой работы, синтезирующей математику и философию.

Помимо занятий математикой Флоренский слушал лекции на историко-филологическом

факультете, самостоятельно изучал историю искусства "Мои занятия математикой и

физикой, - писал он впоследствии, - привели меня к признанию формальной

возможности теоретических основ общечеловеческого религиозного миросозерцания

(идея прерывности, теория функции, числа) Философски же и исторически я

убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии, и что она есть

неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные формы".

В 1904 году, после окончания университета, П. А. Флоренский поступает в

Московскую духовную академию, желая, как он писал в одном из писем, "произвести

синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с Церковью, но без

каких-нибудь компромиссов, честно воспринимать все положительное учение Церкви и

научно-философское мировоззрение вместе с

Главным устремлением тех лет было познание духовности не отвлеченно-философски,

а жизненно. Неудивительно, что кандидатское сочинение Флоренского "О религиозной

истине" (1908), которое стало ядром его магистерской диссертации и книги "Столп

и утверждение Истины" (1914), было посвящено путям вхождения в Православную

Церковь. "Живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания

догматов", - так сам П.А. Флоренский выразил главную мысль книги. "Церковность -

вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где усмиряются притязания

рассудка, где великий покой нисходит в разум".

После окончания академии в 1908 году Флоренский был оставлен преподавателем на

кафедре истории философии. За годы преподавания в МДА (1908-1919) он создает ряд

оригинальных курсов по истории античной философии, кантовской проблематике,

философии культа и культуры А Ф. Лосев отмечал, что Флоренский "дал концепцию

платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все что я читал о Платоне" "В

отце Павле, - писал С.Н. Булгаков, -встретились культурность и церковность,

Афины и Иерусалим, и это органическое соединение само по себе есть факт

церковно-исторического значения" Вокруг Флоренского, который в 1912-1917 годах

еще и возглавлял журнал "Богословский вестник", сложился круг друзей и знакомых,

которые во многом определяли атмосферу русской культуры начала XX века

Революция не явилась неожиданностью для Флоренского Более того, он много писал о

глубоком кризисе буржуазной цивилизации, часто говорил о надвигающемся крушении

привычных устоев жизни Но "в то время, когда вся страна бредила революцией, а

также и в церковных кругах возникали одна

за другою, хотя и эфемерные, церковно-политические организации, отец Павел

оставался им чужд, - по равнодушию ли своему вообще к земному устроению, или же

потому, что голос вечности вообще звучал для него сильнее зовов современности"

Флоренский не собирался уезжать из России, хотя на Западе его ждала блестящая

научная карьера и, вероятно, мировая слава Он был одним из первых среди лиц

духовного звания, кто, служа Церкви, стал работать в советских учреждениях

Никогда при этом Флоренский не изменял ни своим убеждениям, ни священному сану,

записав себе в назидание в 1920 году "Из убеждений своих ничем никогда не

поступаться Помни, уступка ведет за собою новую уступку, и так - до

бесконечности" До тех пор, пока это было возможно, то есть до 1929 года,

Флоренский во всех советских учреждениях работал, не снимая подрясника, тем

самым открыто свидетельствуя, что он священник

Флоренский ощущал нравственный долг и призвание в том, чтобы сохранить основы

духовной культуры для будущих поколений 22 октября 1922 года он вошел в комиссию

по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры В результате

деятельности комиссии было описано огромное историко-художественное богатство

Лавры и спасено национальное достояние Комиссия подготовила условия для

осуществления декрета "Об обращении в музей историко-художественных ценностей

Троице-Сергиевой лавры", подписанного 20 апреля 1920 года Председателем

Совнаркома В И Лениным

В 1921 году Флоренский был избран профессором Высших художественно-технических

мастерских В период зарождения и расцвета различных новых течений (футуризма,

конструктивизма, абсгракционизма) он отстаивал духовную ценность и значимость

общечеловеческих форм культуры Он был убежден, что деятель культуры призван

раскрыть существующую духовную реальность "Другой взгляд, согласно которому

художник и вообще деятель культуры сам организует что хочет и как хочет,

субъективный и иллюзионис тический взгляд на искусство и на культуру", в

конечном итоге ведет к обессмысливанию и обесцениванию культуры, то есть к

разрушению культуры и человека Этим вопросам посвящены работы Флоренского

"Анализ пространственное(tm) и времени в художественно-изобразительных

произведениях", "Обратная перспектива", "Иконостас", "У водоразделов мысли"

Как и в юные годы, он убежден в существовании двух миров - видимого и незримого,

сверхчувственного, лишь дающего о себе знать с помощью "особенного" Таким

особенным являются, в частности, сновидения, которые соединяют мир человеческого

бытия с миром запредельным Свою концепцию сновидений Флоренский излагает в

начале трактата "Иконостас" Это весьма важная для Флоренского идея обратного

течения времени "В сновидении время бежит, и ускоренно бежит навстречу

настоящему, против движения времени бодрственного сознания Оно вывернуто через

себя, и, значит, вместе с ним вывернуты и все его конкретные образы А это

значит, что мы перешли в область мнимого пространства"

Еще в 1919 году он публикует статью "Троице-Сергиева Лавра и Россия" - своего

рода философию русской культуры Именно в Лавре Россия ощущается как целое, здесь

наглядное воплощение русской идеи, предстающей как наследие Византии, а через

нее - Древней Эллады

История русской культуры распадается на два периода - Киевский и Московский

Первый состоит в принятии эллинства "За формированием извне женственной

восприимчивости русского народа приходит пора мужественного самосознания и

духовного самоопределения, создание государственности, устойчивого быта,

проявление всего своего активного творчества в искусстве и науке и развитие

хозяйства и быта" Первый период связан с именем равноапостольного Кирилла,

второй - преподобного Сергия Женская восприимчивость воплощена в символе Софии-

Премудрости, мужественное оформление жизни Московской Руси - в символе Троицы

Троица - символ единения русских земель Именно так трактует Флоренский и Троицу

Рублева, воплотившего в красках идеи Сергия Радонежского

Флоренский - теоретик древнерусской живописи Именно он обосновал правомерность

"обратной перспективы", на которой построена иконопись Не беспомощность, не

отсутствие мастерства заставляли древнего художника увеличивать предметы на

заднем плане, но законы, присущие нашему зрению "Русская иконопись XIV-XV веков

есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже

подобного не знает история всемирного искусства и с которым в известном смысле

можно сопоставлять только греческую скульптуру - тоже воплощение духовных

образов и тоже, после светлого подъема, разложенную рационализмом и

Одновременно с работой по сохранению культурного наследия П А Флоренский был

вовлечен в научно-техническую деятельность Он избрал прикладную физику отчасти

потому, что это диктовалось практическими нуждами государства и в связи с планом

ГОЭЛРО, отчасти потому, что довольно скоро стало ясно заниматься теоретической

физикой, как он ее понимает, ему не дадут В 1920 году Флоренский начинает

работать на московском заводе "Карболит", в следующем году переходит на

исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР, участвует в VIII

электротехническом съезде, на котором обсуждался план ГОЭЛРО В 1924 году

избирается членом Центрального электротехнического совета Главэлектро и начинает

работать в Москов ском объединенном комитете электротехнических норм и правил

Тогда же создает в Государственном экспериментальном электротехническом

институте первую в СССР лабораторию испытания материалов, впоследствии отдел

материаловедения, в котором изучались диэлектрики Флоренский издает книгу

"Диэлектрики и их техническое применение" (1924), систематизирующие новейшие

теории и взгляды, касающиеся изоляционных материалов Одним из первых он начал

пропагандировать синтетические пластмассы

С 1927 года Флоренский - соредактор "Технической энциклопедии", для которой

написал 127 статей, а в 1931 году он избран в президиум бюро по

электроизолирующим материалам Всесоюзного энергетического комитета, в 1932 году

включен в комиссию по стандартизации научно-технических обозначений терминов и

символов при Совете Труда и Обороны СССР

В книге "Мнимости и геометрии" (1922) Флоренский из общей теории относительности

выводит возможность конечной Вселенной, когда Земля и человек становятся

средоточием творения Здесь Флоренский возвращается к миропониманию Аристотеля,

Птолемея и Данте Для него, в отличие от мно-

гих математиков и физиков, конечность Вселенной является реальным фактом, не

столько опирающимся на математические выкладки, сколько вытекающим из

общечеловеческого мировоззрения. "Принцип относительности, - писал Флоренский в

1924 году, - был принят мною вовсе не по долгому обсуждению и даже без изучения,

а просто потому, что был слабою попыткою облечь в понятие иное понимание мира.

Общий принцип относительности есть, в некоторой степени, огрубленная и

упрощенная моя сказка о мире". Флоренский полагал, что физика будущего, уйдя от

отвлеченности, должна создавать конкретные образы, следуя Гете-Фарадеевскому

В 1929 году в письме к В.И. Вернадскому, развивая его учение о биосфере, Павел

Александрович пришел к мысли "о существовании в биосфере того, что можно было бы

назвать пневматосферой, то есть о существовании особой части вещества,

вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа". Он указал "на

особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например,

предметов искусства", что придает культуроохрани-тельной деятельности

Летом 1928 года Флоренский был сослан в Нижний Новгород. Хотя через три месяца

он был возвращен и восстановлен в должности по ходатайству Е.П. Пешковой,

обстановка в Москве к тому времени была такой, что Флоренский говорил: "Был в

ссылке, вернулся на каторгу".

Авторы всевозможных пасквилей пытались представить его как закоренелого врага и

тем подготовить общественное мнение к осознанию неизбежности и необходимости

репрессий. Особенно жестокой травле подвергся Флоренский за истолкование им

теории относительности в книге "Мнимости в геометрии" и за статью "Физика на

службе математики" ("Социалистическая реконструкция и наука", 1932).

26 февраля 1933 года Флоренский был арестован по ордеру Московского областного

отделения ОГПУ, а 26 июля 1933 года осужден особой тройкой на 10 лет и отправлен

по этапу в восточно-сибирский лагерь. 1 декабря он прибыл в лагерь, где его

определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа.

10 февраля 1934 года он был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную

станцию. Здесь Флоренский проводил исследования, которые впоследствии легли в

основу книги его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптере-ва "Вечная мерзлота и

строительство на ней" (1940).

В конце июля и начале августа 1934 года к Павлу Александровичу смогли приехать

жена A.M. Флоренская с младшими детьми Ольгой, Михаилом и Марией (в это время

старшие сыновья Василий и Кирилл были в геологических экспедициях). Это

последнее свидание Флоренского с семьей состоялось благодаря помощи Е.П.

Пешковой. 17 августа 1934 года Флоренский неожиданно был помещен в изолятор

лагеря "Свободный", а 1 сентября отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь

особого назначения. 15 ноября он начал работать на Соловецком лагерном заводе

йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из

морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных открытий

25 ноября 1937 года Флоренский был вторично осужден - "без права переписки". В

те времена это означало смертную казнь. Официальная дата кончи-

ны - 15 декабря 1943 года, - первоначально сообщенная родственникам, оказалась

вымышленной. Трагическое окончание жизни осознавалось П.А. Флоренским как

проявление всеобщего духовного закона: "Ясно, что свет устроен так, что давать

миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями" (из

письма от 13 февраля 1937 года).

Флоренский был посмертно реабилитирован, а полвека спустя после его убийства

семье из архивов госбезопасности передали рукопись, написанную в тюрьме:

"Предполагаемое государственное устройство в будущем" - политическое завещание

великого мыслителя. Будущую Россию (Союз) Флоренский видит единым

централизованным государством во главе с человеком пророческого склада,

обладающим высокой интуицией культуры. Флоренскому очевидны изъяны демократии,

которая служит лишь ширмой для политических авантюристов; политика -

специальность, требующая знаний и зрелости, недоступная всем, как и любая другая

специальная область. Предрекал Флоренский возрождение веры: "Это будет уже не

старая и безжизненная религия, а вопль изголодавшихся духом".

21 февраля 1937 года Флоренский писал сыну Кириллу: "Что я делал всю жизнь? -

Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и реальность, но в каждый

момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения.

Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению,

в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном

этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла

другой, а лишь обогащала. Отсюда - непрестанная диалектичность мышления (смена

плоскостей рассмотрения), при постоянстве установки на мир, как целое".

Источник:

www.bibliotekar.ru

Павел Александрович Флоренский биография и фото ученого, религиозного философа, богослова, православного священника и поэта

Павел Александрович Флоренский — биография

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) — российский [en] ученый, религиозный философ, богослов, православный священник, поэт. Брат художницы Раисы Александровны Флоренской. Знак зодиака — Водолей.

В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В работах 20-х годов стремился к построению «конкретной метафизики» (исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики и другие). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Жизненный путь

Павел Флоренский родился 21 января (9 января по старому стилю) 1882 года в Евлах, ныне Азербайджан.

Павел Флоренский окончил физико-математический факультет Московского университета (1904) и Московскую Духовную академию (1908), был доцентом и профессором академии по кафедре истории философии. Редактировал журнал «Богословский Вестник» (1912-1917). Был священником Сергиево-Посадской церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста. С 1918 года — член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В1921-1924 годах — профессор ВХУТЕМАСа по кафедре «Анализа пространственности в художественном произведениях» на печатно-графическом факультете.

С 1921 года — П. Флоренский член Карболитной комиссии ВСНХ и научный сотрудник Государственного [en] экспериментального электротехнического института (ГЭЭИ); редактор»Технической энциклопедии», где опубликовал около 150 статей. Летом 1928 года Флоренский был выслан в Нижний Новгород. Вернувшись из высылки, продолжал работать в ГЭЭИ. Был вновь арестован в ночь с 25 на 26 февраля 1933 года. В заключении работал в городе Сковородино на Мерзлотоведческой станции и в Соловецком лагере особого назначения в лаборатории, где исследовались возможности производства йода и агар-агара из водорослей.

«Конкретная метафизика»

Свою жизненную задачу Павел Флоренский понимал как проложение путей к будущему цельному мировоззрению, синтезирующему веру и разум, интуицию и дискурсию, богословие и философию, искусство и науку. Отвлеченные концепции были ему чужды, и он называл свои построения «конкретной метафизикой»: «Построение его (мировоззрения) — характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала» (Свящ. Павел Флоренский. Соч. Т.1. М., 1994, с.38).

Теодицея и антроподицея

Богословские труды Павла Александровича принадлежат к области православной апологетики. Он разрабатывал тематику теодицеи и антроподицеи. Одной из основных характеристик бытия в его нынешнем падшем состоянии Флоренский считал антиномичность. Мир надтреснут, и причина этого — грех и зло. Путь теодицеи возможен не иначе как благодатною силою Божею, антиномичность преодолевается подвигом веры и любви. В конечном итоге теодицея основана на «Столпе и утверждении Истины», т. е. на Церкви.

Антроподицея (оправдание человека) решает вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию, совершенным и разумным, с наличным его несовершенством и греховностью. В основе антроподицеи Флоренского лежит идея очищения и спасения человека, освящения и обожения человеческого существа.

Центральный вопрос антроподицеи — христологический: о воплощении Бога Слова и соединении человека со Христом в таинствах Церкви. Путь антроподицеи возможен не иначе как Силою Божиею и совершается:

1) В строении человека как образа Божия,

2) В освящении человека, когда он из грешного становится освященным,

3) В деятельности человека, когда религиозно-культовая, литургическая деятельность является онтологически первичной и определяет и освящает мировоззрение, хозяйство и художество человека.

Софиология

В своем понимании Софии-Премудрости Божией Павел Флоренский пытался осмыслить культовые памятники — софийные храмы и иконы, гимнографию. Свои взгляды он основывал главным образом на учении святого Афанасия Великого, хотя не противопоставлял их учению Церкви о том, что София есть Христос: «Прежде всего, София есть начаток и центр искупленной твари, — Тело Господа Иисуса Христа, т. е. тварное естество, воспринятое Божественным Словом» (Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины // Сочинение. Т. 1 (1). М., 1990. С. 350). Одновременно Флоренский рассматривал Софию как особый многозначный символ, позволяющий раскрыть связь всего бытия со Христом: София — Церковь в ее земном и небесном аспектах; София — Пресвятая Богородица, Дева Мария; София — «идеальная личность человека», т. е. образ Божий в человеке, его Ангел-хранитель; София — Царство Божие, «пред-существующая, за-предельная реальность»; София — «миротворческая мысль Божия»; София — «существенная красота твари». Тенденция перенесения своих мнений по проблемам софиологии из области религиозной философии в область церковной догматики была чужда Флоренскому.

Философия языка

Язык П.А. Флоренский понимал онтологически. Между языком и реальностью существует субстанциальная, а не условно-субьективная связь. У бытия есть два связных модуса: один обращен вовнутрь, сосредоточен и укоренен в своей глубине, но бытие являет себя энергетически и вовне. Символ и есть бытие, которое больше самого себя. Имена и слова суть носители энергий бытия: они суть не что иное как само бытие в его открытости человеку, они есть символы бытия. Познание переживается Флоренским как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий.

Флоренский полагал глубинную связь имени собственного и его носителя: «Итак, именем выражается тип личности, онтологическая форма ее, которая определяет далее ее духовное и душевное строение» (Свящ. Павел Флоренский. Имена. М., 1993. С.70). Флоренский обосновал философские корни «имеславия», увидев в «имяборчестве» стремление к разрушению символов, аналогичное иконоборчеству, результат влияния позитивизма и номинализма. Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя Божие.

Средневековая и возрожденская культура

Флоренский развивал мысль о ритмически сменяющихся типах культур — средневековой и возрожденской. Признаками субьективного типа возрожденской культуры являются раздробленность, индивидуализм, логичность, статичность, пассивность, интеллектуализм, сенсуализм, иллюзионизм, аналитичность, отвлеченность, поверхностность. Ренессансная культура Европы, по убеждению Флоренского, закончила свое существование к началу 20 века, и с первых годов нового столетия можно наблюдать первые ростки культуры нового типа.

Признаки обьективного типа средневековой культуры: целостность и органичность, соборность, диалектичность, динамика, активность, волевое начало, прагматизм (деяния), реализм, синтетичность, аритмология, конкретность, самособранность.

Основным законом падшего мира Павел Александрович Флоренский считал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания Хаоса во всех областях мира, предоставленных самим себе. Хаосу противостоит Божественный Логос. Средневековая культура, коренящаяся в религиозном культе, борется с человекобожнической возрожденской культурой, несущей в своих глубинах начало Хаоса. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого следует культура. Флоренский верил в возможность «райской цельности творчества» в любую эпоху и связывал ее с доступной человеку духовной гармонией, что живет в глубине личности.

Павел Александрович Флоренский был расстрелян 8 декабря 1937 года на Левашовой пустоши, под Ленинградом. (Игумен Андроник (Трубачев), С. М. Половинкин)

Подпишитесь на новости

Найти что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Источник:

to-name.ru

Павел Александрович Флоренский в городе Липецк

В этом интернет каталоге вы имеете возможность найти Павел Александрович Флоренский по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти похожие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой населённый пункт РФ, например: Липецк, Брянск, Ульяновск.