Каталог книг

Данилов А. История России 19 в. 8 кл. Р/т ч.1 / 2тт

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Данилов А. История России 19 в. 8 кл. Р/т ч.1 / 2тт Данилов А. История России 19 в. 8 кл. Р/т ч.1 / 2тт 41 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Данилов А., Косулина Л. История России 20-нач. 21в. 9 кл. Р/т 2тт Данилов А., Косулина Л. История России 20-нач. 21в. 9 кл. Р/т 2тт 256 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Данилов А., Косулина Л. История России с древн. времен до конца 16 в. Р/т 6 кл Данилов А., Косулина Л. История России с древн. времен до конца 16 в. Р/т 6 кл 119 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Юдовская А., Ванюшкина Л. Всеобщая история История Нового времени 1800-1900 Р/т 8 кл... 2тт Юдовская А., Ванюшкина Л. Всеобщая история История Нового времени 1800-1900 Р/т 8 кл... 2тт 218 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Годер Г. История Древнего мира Р/т 5 кл. 2тт Годер Г. История Древнего мира Р/т 5 кл. 2тт 275 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. XIX век. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2 А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. XIX век. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2 83 р. ozon.ru В магазин >>
Климанова Л., Горецкий В., Голованова М. Литературное чтение 3 кл ч.1 / 2тт Климанова Л., Горецкий В., Голованова М. Литературное чтение 3 кл ч.1 / 2тт 222 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

ГДЗ по истории России 8 класс рабочая тетрадь Данилов Косулина часть 1, 2

ГДЗ по истории России 8 класс рабочая тетрадь Данилов Косулина часть 1, 2

ГДЗ готовые домашние задания к рабочей тетради Данилов Косулина 8 класс по истории России часть 1, 2 ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебников и рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

§ 1. Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг

§ 2. Внешняя политика в 1801-1812 гг

§ 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

§ 4. Отечественная война 1812 года

§ 5. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг

§ 6. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг

§ 7. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г

§ 8. Общественное движение при Александре I

§ 9. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

§ 10. Внутренняя политика Николая I

§ 11. Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в

§ 12. Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг

§ 13. Общественное движение в годы правления Николая I

§ 14. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

§ 15. Образование и наука

§ 16. Русские первооткрыватели и путешественники

§ 17. Художественная культура

§ 18. Быт и обычаи

§ 19. Накануне отмены крепостного права

§ 20. Крестьянская реформа 1861 г

§ 21—22. Либеральные реформы 60—70-х гг. XIX в

§ 24. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

§ 25. Общественное движение — либералы и консерваторы

§ 26. Зарождение революционного народничества и его идеология

§ 27. Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в

§ 28. Внешняя политика Александра II

§ 29. Русско-турецкая война 1877—1878 гг

§ 30—31. Внутренняя политика Александра III

§ 32. Экономическое развитие в годы правления Александра III

§ 33—34. Положение основных слоёв общества

§ 35. Общественное движение в 80—90-е гг. XIX в

§ 36. Внешняя политика Александра III

§ 37. Просвещение и наука

§ 38. Литература и изобразительное искусство

§ 39. Архитектура, музыка, театр, народное творчество

§ 40. Быт — новые черты в жизни города и деревни

Другие решебники

ГДЗ от Путина ру - онлайн решебники (ГДЗ) к учебникам и рабочим тетрадям (копирование материалов сайта запрещено)

Источник:

gdz-putina.info

Данилов А

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. Учебник для 8 кл общеобразовательных учреждений. 11изд

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

на 2016/2017 учебный год

Учитель: Капустина Екатерина Александровна

Рабочая программа составлена для работы с УМК:

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. -11изд.- М.: Просвещение, 2010

Данилов А. А., Косулина Л.Г.. История России конец XVI- XVIII век. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008

Контрольно-измерительные материалы. История: 8-х класс. В 2-х частях /Сост. К.В.Волкова.- М.:ВАКО,2010

К.А. Соловьев, Б.Н. Серов. Поурочные разработки по истории России конец XVI - XVIII. 8 класс – М.: ВАКО, 2009

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1913. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 12 изд.- М.: Просвещение, 2008.

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Рабочая тетрадь по Новой история, 1800-1913: 8 кл.- М.: Просвещение, 2014

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Поурочные разработки по Новой история, 1800-1913: 8 кл.- М.: Просвещение, 2006

В 8 классе на изучение истории России отводится 40 часов, на изучение новой истории – 28 часов. На основании учебного плана на 2016-2017 учебный год в образовательную область «история» включен региональный компонент модуль «История Брянского края» в объеме 34 часов. Таким образом, на изучении предмета «история» в 8 классах отведено 102 часа соответственно. Фактически в 8 «А» планируется 98 ч, так как уроки выпадают в связи с государственными праздниками (23 февраля, 9 мая), в 8 «Б» - 98 ч, так как уроки выпадают в связи с государственными праздниками (1 мая, 8 мая). Корректировка рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в календарно-тематическом планировании.

Кол-во учебных недель

10 недель 1 день

34 недели и 3 дня

Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX в. (1 час)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА НОВАЯ ИСТОРИЯ

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Данилов А. А.

Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX – начало XXI века. Учебник для 9 кл общеобразовательных учреждений.

Данный урок один из завершающих в теме: «Россия в первой половине XIX века». Преподавание предмета ведется по умк данилов А. А. Косулина.

А. А. Данилов и Л. Г. Косулина «История России 6-9 кл.». Программы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2014

Учебник: Данилов А. А. Косулина Л. Г. «История России. XX- начало XXI веков». 9 класс. М.: Просвещение, 2008 г

Оборудование: Учебник. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. Xx-начало XXI века

России XX – начало XXI века : учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ А. А. Левандовский,Ю. А. Щетинов,М,Просвещение,2010г.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012

Учебник: Данилов А. А, Косулина Л. Г, История России конец xvi-xviiiв, Из-во Просвещение 2014 г

Источник:

ist.na5bal.ru

ГДЗ рабочая тетрадь по истории 8 класс Данилов Косулина I часть

ГДЗ решебник рабочая тетрадь по истории 8 класс Данилов Косулина I часть Перейти ко II части

Выберите правильный ответ.

При вступлении на престол Александр I обещал следовать политическому курсу:

Укажите неверный ответ.

В состав Негласного комитета входили:

а) П. А. Строганов;

б) Н. Н. Новосильцев;

г) А. А. Чарторыйский;

Перечислите важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета.

Первая политическая амнистия и отмена политического сыска, реформа высших органов государственной власти (создание министерств, введение принципа единоначалия, превращение Сената в высший судебный орган), реформа народного просвещения, крестьянский вопрос (разрешение мещанам и крестьянам покупать земли, «закон о вольных хлебопашцах», реформы в Прибалтике).

Кем и о ком написаны эти строки? Справедливы ли они? Почему? Могли ли эти строки быть написаны в 1801—1806 гг.? Чем это можно объяснить?

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Пушкин в 1830 году об Александре I. Слова справедливы, так как Александр все свое правление лавировал между либералами и консерваторами, был изворотлив и двуличен, возведен на престол после убийства отца, о котором знал. Но эти строки не могли быть написаны в указанные годы, так как Пушкину тогда не было и 7 лет, и,, к тому же, именно начало царствования обещало серьезные либеральные реформы.

Назовите положительные и отрицательные черты характера императора Александра I.

Заполните таблицу «Реформа народного просвещения 1803 года».

*примечание. Выделены причины половинчатости реформы, которая так и не привела к грамотности населения страны, остававшейся на крайне низком уровне.

Что вы знаете об этих деятелях?

Ф. Лагарп — якобинец, швейцарский генерал и политический деятель, воспитатель Александра I, прививший ему идеалы гуманизма Руссо. Влияние его было огромно. «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».

П. А. Строганов — друг детства Александра I, российский военный и государственный деятель, родился в Париже и получил прекрасное образование, его воспитателем был Ромм, активный деятель французской революции и член Конвента.

Н. Н. Новосильцев — российский государственный деятель и дипломат, входил в ближайшее окружение Александра I, автор проекта первой российской конституции.

А. А. Чарторыйский — после восстания Костюшко входил в ближайшее окружение Александра I, российский и польский государственный деятель. Ушел в отставку в 1806 году из-за дела Виленского университета, которому покровительствовал. В 1830 году примкнул к польскому восстанию и был вынужден эмигрировать.

В. П. Кочубей — дипломат, государственный деятель, входил в ближайшее окружение Александра I, министр внутренних дел Российской империи.

Как изменились функции высших органов государственного управления в 1802 году? Какие из органов были созданы впервые?

Сенат был восстановлен в «екатерининских» правах, утраченных при Павле, стал высшим судебным органом и осуществлял надзор за законностью управления и контроль местной власти;

Комитет министров был создан в 1802 году и представлял собой высшее административное учреждение в ведении которого находились общие вопросы управления и важные межведомственные вопросы государственного управления.

Министерства учреждены в 1802 году (8 министерств) и были призваны заменить коллегии. В отличие от коллегий министерствам были четко определены полномочия и вводилась персональная ответственность руководителей и исполнителей.

Выберите правильный ответ.

В битве под Аустерлицем русскими войсками командовал:

г) П. И. Багратион.

*примечание. Генеральный план сражения был разработан австрийским штабом, а фактическое командование союзной армией осуществлял не Кутузов, а Александру I, подверженный влиянию австрийцев и склонный принимать решения австрийского штаба.

Объясните значение понятий: коалиция, континентальная блокада, сейм, самоуправление.

Коалиция — политический или военный союз государств, договорившихся о совместных действиях в тех или иных вопросах международных отношений для достижения определенной цели.

Континентальная блокада — система экономических и политических мероприятий, проводившаяся французским императором Наполеоном I по отношению к Великобритании.

Сейм — историческое название сословно-представительского собрания в Речи Посполитой.

Самоуправление — право какой-либо части государства иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления.

Объясните неизбежность разрыва франко-русского союза в 1809 году и перечислите его причины.

Союз был вынужденным и не отражал интересов России по многим политическим и экономическим положениям. Причины: а) Россия нарушала условия континентальной блокады, б) обострение «польского вопроса», в) экономические потери России от участия в континентальной блокаде, г) неудачная попытка династического брака.

Используя материал учебника, отметьте на карте цифрами последовательность присоединения к России земель на Кавказе в начале 19 века.

1 — Восточно-грузинское царство;

3 — Имеретия, Гурия, Гянджа;

4 — Осетия, Ширван, Карабах;

Используя знания из курса истории Нового времени, заполните таблицу «Состав антифранцузских коалиций»

Заполните таблицу «Значение Тильзитского мира 1807 года для России».

*примечание. Результатом разделения сфер стал захват Россией Финляндии и Бессарабии, что стало возможным, по мнению историков, исключительно благодаря союзу с Наполеоном.

Заполните таблицу «Войны России с Турцией и Ираном в начале 19 века».

Война с Турцией

Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 — статс-секретарь при госсекретаре, 1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 — статс-секретарь Александра I, 1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 — ссылка.

Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей).

Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада.

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского.

Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований.

Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского».

- Создать систему представитель-ских учреждений

- Определить порядок, функции и ответственность органов ис-полнительной власти

- Выборность судебной власти на местах

- Разделение на три сословия всего населения России и наде-ление его определенными для каждого сословия правами

- Монарх сохранял верховную власть

- Стремление поставить испол-нительную власть под контроль выборных органов

- Предоставление гражданских прав всему населению

- Привлечение к управлению страной более широких слоев на-селения за счет системы выборов

- Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы

- Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью

- Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях

- Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права

- Основная масса населения оста-валась бесправной

Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат — состоит из двух частей — Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором.

Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу.

Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним.

Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой.

Выберите правильный ответ.

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией; в) парламентской монархией;

б) конституционной монархией; г) республикой.

На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.

Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского».

* Либеральный характер реформ

* Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества

* Личность самого Сперанского («попович»)

* Симпатии Сперанского к государственному уст-ройству Франции в условиях обострения отноше-ний двух стран

* Нерешительность Александра I

* Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общес-тва

* Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)

* Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Заполните таблицу «Функции министерств».

Выберите правильный ответ.

Главный удар Наполеон направил на:

Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.

Главнокомандующий > Александр 1

Командующий 1-й армией > М. В. Барклай-де-Толли

Командующий 2-й армией > П. И. Багратион

Командующий 3-й армией > А. П. Тормасов

Выберите правильный ответ.

Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2 и 3-й армий;

б) основные силы французской армии были разгромлены;

в) русской армии удалось отстоять Смоленск;

г) русская армия перешла в контрнаступление.

По карте на с.14 отметьте места сосредоточения русских армий накануне наполеоновского вторжения и действия сторон до Бородинского сражения (даты указаны по новому стилю).

Выберите правильный ответ.

Бородинское сражение закончилось:

а) победой русской армии;

б) поражением русской армии;

в) тем, что не принесло победы ни одной из сторон;

г) отступлением французской армии.

Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года:

а) Бородинское сражение;

б) назначение Кутузова главнокомандующим;

в) Смоленское сражение;

г) переправа через Березину;

д) сражение под Малоярославцем.

Укажите неверный ответ.

Самыми известными руководителями партизанской войны были:

в) П. И. Багратион;

Выберите правильный ответ.

Главная причина победы над Наполеоном:

а) всенародный, отечественный характер борьбы;

б) поддержка союзных стран;

г) экономическая мощь России.

На схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям.

Подготовьте доклад на тему «Герои Отечественной войны 1812 года». Составьте развернутый план доклада.

План доклада: 1) Вступление (память о войне), 2) Начало войны, 3) Багратион и Барклай-де-Толли, 4) Смоленск и назначение Кутузова, 5) Кутузов, 6) Бородино и героизм русской ормии, 7) Генералы русской армии, 8) Партизанская война, 9) «Дубина народной войны», Курин и Кожина, 10) Лихие гусары (Денисов, Фигнер, Сеславин, Дорохов), 11) Заключение.

В чем вы видите причины того, что, в отличии от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

В Европе ни одна из столиц не оставлялась населением, не прекращали работу городские службы, не было хаоса и не было такого ожесточения, проявляемого обеими сторонами.

Примечание. Первые очаги пожара возникли 14 сентября, в день оставления русскими войсками города и вступления в него французов. Очагов было много, потому причинами его возникновения, в обстановке всеобщего хаоса, могли быть организованный поджог при оставлении города, поджог русскими лазутчиками, неконтролируемые действия французов, случайно возникший пожар в брошенном городе. Последующему разграблению способствовали беспорядок во французских частях, мародерство, ожесточение оккупантов, а также, вероятно, действия уголовников, намеренно выпущенных из тюрем губернатором Москвы Ростопчиным перед отступлением русской армии.

Дайте определение понятий.

Инфантерия — один из родов войск, пехота;

Ополчение — вспомогательные военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского населения, не состоящего на военной службе;

Фураж — растительный корм, предназначенный для питания лошадей (первостепенное значение имел овес);

Флеши — полевое укрепление в форме угла, вершиной обращенное к противнику и открытое с тыла;

Редут — сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером, предназначенное для круговой обороны;

Партизан — участник вооруженной борьбы на территории, занятой противником, действующий в составе добровольных отрядов, опирающихся на поддержку местного населения.

Выберите правильный ответ.

Главной задачей заграничного похода 1813—1814 гг. было:

а) завершение разгрома армии Наполеона;

б) освобождение европейских стран от власти Наполеона;

в) оказание помощи Англии в преодолении «континентальной блокады»;

г) укрепление позиций России в Европе.

Укажите неверный ответ.

В 1813—1814 гг. союзниками России в борьбе с Наполеоном выступали:

Выберите правильный ответ.

Русские войска вступили в Париж:

а) в октябре 1813 г.;

б) в марте 1814 г.;

в) в сентябре 1814 г.;

г) в марте 1815 г.

Как вы считаете, что явилось для России главным результатом победы над Наполеоном? Объясните свою позицию.

Усиление консервативно-охранительных тенденций, что явилось отрицательным результатом для страны. После победы над Наполеоном результатами победы воспользовался европейский абсолютизм, начавший борьбу с революционным движением в Европе. Её возглавил Священный союз из победителей Наполеона, «легитимных монархов» во главе с Александром I. Наступил длительный, почти полувековой период политической и общественной реакции, превративший Россию в «жандарма Европы».

На карте отметьте основные этапы заграничного похода русской армии в Европу 1813-1814 гг. Подпишите названия занятых городов.

Укажите неверный ответ.

Участниками Священного союза первоначально стали:

В центре Афин стоит памятник российскому министру иностранных дел при Александре I графу Каподистрии. За что он был ему поставлен?

Грек по рождению, получивший образование в Италии, он был принят на русскую службу в 1809 году. С 1815 года ведет «восточные дела» в министерстве иностранных дел. Основной задачей русской внешней политики Каподистрия считал отторжение от Турции её европейских владений и создание на Балканах ряда христианских государств под протекторатом России. После того, как Александр I отказался помочь грекам во время восстания 1821 года, поддавшись на интриги Меттерниха, Каподистрия ушел в отставку. Поселившись в Женеве, оказывал активную помощь восставшим, а в 1827 году стал первым греческим президентом.

На карте отметьте границы Русской Америки в начале XIX в., ее основные поселения. Отметьте центр русских владений на Аляске — г. Новоархангельск. Прокомментируйте манифест Александра I (1821) об исключительных правах России на Аляску и объявлении Берингова моря внутренним морем России.

Аляска была открыта еще русскими землепроходцами, а в 18 веке была включена в состав России, что и позволяло говорить об исключительных правах. Берингово море могло считаться внутренним, так как со всех сторон было ограничено российской территорией — Чукотка — Камчатка — Алеутская гряда — Аляска.

Что означал, на ваш взгляд, обретенный Россией после победы над Наполеоном статус великой мировой державы? Как вы это понимаете?

Победа над сильнейшим европейским государством, наполеоновской Францией, решающую роль в которой сыграла Россия, делала ее ведущей военно-политической силой в Европе. Россия получила возможность влиять на европейскую политику.

По моему мнению, возможности России сильно преувеличены, о чем говорят нерешительность России в восточном вопросе, вынужденные уступки по Аляске. Даже на Венском Конгрессе Александр был вынужден уступить Австрии в вопросе раздела Польши под давлением Англии.. Ведущей державой, фактически, являлась Англия — страна, получившая наибольшую выгоду от поражения Франции, обладавшая сильнейшей экономикой и определявшая европейскую политику.

Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

- Влияние европейского свободомыслия и револю-ционных идей

- Прогрессивный настрой широких слоев русского общества

-Включение в состав страны территорий, ранее живших по европейским законам

- Нерешительность и непоследовательность Алек-сандра I

- Развитие революционного движения в Европе и волнения внутри страны

- Международная позиция России (охранительные принципы Священного союза)

Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа.

«Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич.

«Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению — это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор.

План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции.

Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»

1816 — освобождение крестьян Эстляндии

1817 — в Лифляндии

1819 — в Курляндии

1816 — военные поселения

1817 — усиление религиозного влияния в образо-вании

1821 — введение тайной полиции

1821 — усиление контроля и цензуры за деятель-ностью университетов

1822 — восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь

1822 — указ о запрете тайных обществ

1823 — указ, подтверждающий право дворян вла-деть крепостными крестьянами

Объясните значение понятий.

Конституция — основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.

Гражданские свободы (права) — права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.

«Уставная грамота Российской империи» — проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819.

Мистицизм — в широком смысле — признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.

Орден иезуитов — мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством.

Укажите правильный ответ.

Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:

а) польский король (см. примечание);

в) российский генерал-губернатор;

г) наместник русского царя.

*примечание. Русские цари (Александр I и Николай I) короновались польскими королями. Только в 1831 году после польского восстания коронование было отменено и Царство Польское стало «польскими губерниями» в составе Российской империи.

Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи».

- Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах

- Утверждение сеймом бюджета и законов

- Выборность представительской и судебной властей

- Предоставление избирательного права

- Предоставление гражданских свобод

- Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом

- Исключительное право законодательной инициа-тивы и право вето у императора

- Вся полнота исполнительной власти в руках им-ператора

- Имущественный избирательный ценз, что пред-определяло состав сейма

- Предоставление избирательных прав и гражданс-ких свобод только представителям свободных сословий

- Не затрагивался вопрос крепостного права

Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I».

- Реформа народного образования

- Освобождение крестьян в Прибалтике

- Усиление реакционной политики

- Создание тайной полиции и цензуры

- Усиление влияния церкви на образование

- Упадок боеспособности армии и флота

Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада.

План доклада. 1) Обстоятельства прихода к власти, 2) Характеристика, 3) Характеристика царствования, 4) Заключение.

Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера.

По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству.

Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия.

Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.»

Укажите в таблице особенности экономических кризисов в России и в странах Западной Европы в начале XIX в.

- Расходы на восстановление городов

- Компенсации населению после войны

- Разорение сельского хозяйства

- Уменьшение покупательной способности в стра-нах Европы приводило к падению доходов от экс-порта хлеба

- Усиление эксплуатации крестьян

- Беспошлинный ввоз английских товаров в евро-пейские страны

- Падение цен на готовую продукцию

- Разорение ремесленников, крестьян, мелкой про-мышленности

- Сокращение зарплат и увеличение налогов

- Падение покупательной способности

- Широкое развитие стачечного движения

*примечание. Кризис в Европе связан с кризисом промышленности и был кризисом перепроизводства, тогда как кризис в России в основном связан с кризисом сельского хозяйства, которое составляло основу экономики, и был кризисом недопроизводства.

Кто изображен на портрете? Что вы знаете об этом человеке? Почему именно ему царь поручил разработку проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости?

Российский государственный и военный деятель, граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834). Получил военное образование. Способный артиллерийский офицер начал стремительную карьеру при наследнике Павле Петровиче в Гатчине. До войны 1812 года занимал пост военного министра, занимался реорганизацией, снабжением и обучением русской армии. Прекрасное состояние русской артиллерии — во многом заслуга Аракчеева. Во время войны занимался снабжением армии и организацией резервов. Современники отмечали ум, исполнительность, деятельность, личное бескорыстие Аракчеева, его нетерпимость к взяточничеству. При этом был неразговорчив, угрюм и суров. В своих требованиях исполнительности доходил до жестокости. Поручая ему проект, Александр I, вероятно, учитывал положительный опыт хозяйствования Аракчеева в собственном имении Грузино и его удивительную исполнительность. Хотя, по мнению историков, ежегодного ассигнования 5 млн. рублей хватило бы, чтобы завершить освобождение крестьян по проекту Аракчеева лет через 150.

Выберите правильный ответ.

1. За первую четверть XIX в. число фабрик в России:

а) увеличилось более чем вдвое;

в) увеличилось более чем в три раза;

г) осталось на прежнем уровне.

2. После окончания Отечественной войны наиболее быстрыми темпами развивалась:

а) тяжелая промышленность;

б) легкая промышленность.

3. Продукция отечественной легкой промышленности преимущественно продавалась:

а) внутри страны;

б) в другие страны.

4. Новым направлением в развитии путей сообщения в первой четверти XIX в. стало:

а) сооружение речных каналов;

б) строительство мощеных дорог;

в) строительство железных дорог.

Укажите неверный ответ.

1. Основными промышленными центрами России после Отечественной войны 1812 г. по-прежнему оставались:

2. Крупнейшими ярмарками страны в первой четверти XIX в. были:

Дайте определения понятий.

Тяжелая промышленность — отрасли промышленности, производящие главным образом средства производства: орудия труда, сырье, топливо.

Легкая промышленность — отрасли промышленности, производящие главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья.

Экономический кризис — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности, характеризующиеся упадком экономики, накоплением долгов и невозможностью их погашения в срок.

Выберите неверный ответ.

1. Основные причины зарождения организованного общественного движения в первой четверти XIX в.:

а) распространение в среде просвещенного дворянства либеральных идей;

б) реформаторская деятельность правительства;

в) подрывная деятельность зарубежных держав;

г) нерешительность правительства в проведении реформ;

д) вступление молодых офицеров в масонские организации в период военного похода во Францию.

2. Основными участниками первых тайных организаций были:

Выберите правильный ответ.

Первое тайное общество в России:

а) Союз спасения;

б) Союз благоденствия;

в) Южное общество;

г) Северное общество.

Заполните таблицу «Декабристы о планах переустройства России».

Подготовьте доклад на тему «Русская правда» П. И. Пестеля. Составьте план этого доклада.

План доклада. 1)вступление, 2) государственное устройство, 3) земельный вопрос, 4) гражданское общество, 5) национальный вопрос, 6) заключение.

П. И. Пестель был сторонником радикальных реформ и эти взгляды нашли отражение в его «Русской правде».

Россия виделась ему республикой, основанной на принципе разделения властей. В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная — Державной думе, а надзор за их деятельностью — Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть. Народное вече избирается сроком на пять лет и не может быть никем распущено. Оно решает важнейшие государственные вопросы и принимает законы. Исполнительная власть принадлежит Державной Думе, состоящей из пяти человек, избираемых на пять лет. Под началом Думы находятся все министерства. Блюстительная власть — Верховный собор — состоял из 120 человек, пожизненно избираемых губерниями. Верховный собор обладал значительной властью: он контролировал министерства, мог снимать министров, назначал главнокомандующего, законы принимали силу только после их утверждения в Соборе.

Важное место в «Русской правде» занимал земельный вопрос. Вся земля составляла две части — общественную и частную. В общественную отходили казенные, монастырские и земли помещиков, владевших более 5 тыс. десятин. Общественная земля делилась между жителями, таким образом каждый становился землевладельцем. Общественная земля изымалась из оборота и не могла быть предметом купли-продажи. Для этого служил частный фонд.

Крепостное право раз и навсегда уничтожалось, как оскорбляющее человеческое достоинство. Сословия уничтожались, все население становилось равным и каждый имел равные права. Предполагалось даровать гражданам право свободы слова, личной неприкосновенности, передвижений, вероисповеданий, право частной собственности, равенство всех перед законом, свободу совести и печати, а также всеобщее избирательное право для всего мужского населения, достигшего 20-летнего возраста. Запрещалось создание партий, как средства, разрушающего единство нации.

Пестель видел Россию единой и неделимой республикой, народ которой должен со временем составить один единый «русский народ» не по национальному признаку, а по гражданству российскому. Право самоуправления допускалось только для Польши при выполнении некоторых условий. Столицей государства предполагалось сделать Нижний Новгород.

Введение преобразований Пестель планировал поручить Временному правительству, которое должно было придти к власти путем вооруженного переворота с последующим физическим устранением царской семьи, для предотвращения опасности реставрации. При этом Временное правительство возглавлялось диктатором, избиравшимся на срок 10-15 лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.

Пестель создал проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок. Ратуя за строгую законность, вместе с тем он был за установление революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

Составьте от лица участника тайного общества начала двадцатых годов 19 века собственную программу переустройства России.

Смена государственного строя путем вооруженного переворота. Царская семья ссылается в один из отдаленных губернских городов под надзор. Власть на время проведения реформ передать Временному комитету, который должен начать преобразования в стране. Государственный строй — республика. Верховная власть принадлежит выборному органу (Думе), который решает важнейшие государственные вопросы, вопросы межведомственного плана и принимает законы. Судебная и надзорная власть предоставляется Сенату, члены которого избираются на местах. Исполнительная власть принадлежит министерствам. Министры лично ответственны за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Чиновникам запрещается избираться в Думу и Сенат. Сословия уничтожаются, земля объявляется общественным достоянием и выделяется каждому гражданину. Предоставление населению страны равных гражданских и политических прав и свобод.

Раскройте содержание терминов и понятий.

Масоны — религиозно-этическое учение, провозглашавшее «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи».

Тайные общества — союзы, образуемые для преследования таких религиозных или политических целей, которые не допускаются законом или для успеха которых организация общества должна иметь скрытый характер.

Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Державная дума — орган высшей исполнительной власти по проекту Пестеля. Д. д. состоит из пяти человек и избирается сроком на 5 лет.

Народное вече — однопалатный орган законодательной власти по проекту Пестеля, избираемый на пять лет. Н. в. не могло быть никем распущено.

Верховный собор — контролирующий орган по проекту Пестеля, состоящий из 120 пожизненных членов и наблюдающий за соблюдением законности Народным Вече и Державной Думой.

Заполните таблицу «Порядок престолонаследия» и прокомментируйте ее положения.

В 17 веке наследником становился старший живой сын монарха. К примеру, так стал царем Петр I, третий живой сын Алексея Михайловича, после смерти Федора III Алексеевича и Ивана V Алексеевича, не оставивших наследников мужского пола.

Петр I в 1722 году издает указ о престолонаследии, в котором определяет право царствующего монарха назначать себе преемника. Это явилось следствием борьбы Петра с его сыном и опасений за судьбу реформ в случае прихода к власти его внука, вокруг которого группировалась оппозиция. Указ определил характер 18 века, как «века дворцовых переворотов».

Намерением Павла I было исключить в будущем ситуацию отстранения от престола законных наследников и произвола .Престол отныне переходит сначала к нисходящему потомству в одной линии (наследует старший сын, а если он умер раньше отца, то его старший сын), а после прекращения допустимых престолонаследников в старшей линии к следующей по старшинству линии. Женщины допускались к правлению только в случае полного прекращения наследников мужского пола в династии.

Составьте на отдельных листках бумаги переписку по поводу престолонаследия от лица двух братьев — Константина и Николая.

Николай: «Мы приступили к совещанию, какие бы нужно принять меры, если бы получено было известие о кончине возлюбленного монарха (Александр I — Прим.). Тогда предложил свое мнение, дабы в одно время при объявлении о сей потере провозгласить и восшедшего на престол императора, и что он первый (Николай — Прим.) присягнет старшему своему брату (Константину — Прим.), как законному наследнику престола».

Константин: «Перехожу к делу и извещаю тебя, что во исполнение воли покойного нашего государя я послал к матушке письмо, содержащее в себе выражение непреложной моей решимости, заранее освященной как покойным моим повелителем, так и нашею родительницею, что уступаю брату моему право на наследие императорского всероссийского престола».

Николай: Прошу вас, брат мой, признать себя императором, чтобы избежать беспокойства в войсках. И будучи императором, издать манифест о собственном отречении и назначении меня вашим наследником. Только такой шаг считают единственно правильным. Кроме того, считаю необходимым ваше личное присутствие в Петербурге.

Константин: Я вынужден решительно отказаться от возможности моего приезда в Петербург и тех мер, которые вы предлагаете. Считаю, что достаточно моего письма с решительным отречением, так как не обладаю силами и достоинствами к управлению.

примечание. Цитаты взяты из действительной переписки между Константином и Николаем Павловичами.

Укажите правильный ответ.

1. Какую военно-политическую задачу стремились решить на Сенатской площади участники выступления 14 декабря:

а) арестовать Николая и его семью;

б) предотвратить присягу сенаторов и членов Государственного совета новому императору;

в) помешать правительственным войскам взять под контроль столицу;

г) нейтрализовать сторонников великого князя Константина?

2. Под какими лозунгами проходило выступление 14 декабря 1825 г.:

а) «Да здравствует император Константин и его жена Конституция!»;

б) «Да здравствует республика!»;

в) «Долой монархию!»;

г) «Свободу жертвам царского произвола!»?

3. Диктатором восстания был назначен:

а) П. Г. Каховский;

г) С. П. Трубецкой.

На карте части Санкт-Петербурга на с. 31 покажите своими значками расположение правительственных войск и отрядов восставших 14 декабря 1825 г. Чье положение кажется вам предпочтительнее? Почему? Чем можно объяснить военное поражение восставших?

Расположение правительственных войск предпочтительнее, за исключением их растянутости. Важнейшее преимущество правительственных войск — наличие артиллерии (недаром восставшие легко отбили атаки кавалергардов, но были рассеяны картечными залпами). Поражение восставших можно объяснить прямым уклонением от обязанностей, отсутствием точного плана действий и четкого командования, несогласованностью, нерешительностью и утратой инициативы.

*примечание. Даже в ситуации утраты инициативы и окружения, правильнее было бы укрепиться в здании Сената. Окружение Николая боялось наступления темноты из-за возможной активности со стороны сочувствовавшей восставшим «черни» и ненадежности некоторых правительственных войск. Известны слова генерала Толя, грубо сказанные Николаю: «Ваше величество, прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола». В этих условиях выигранное время могло сыграть на руку восставшим, но стоять в нерешительности на открытой площади было смерти подобно.

Объясните значение понятий и терминов.

Диктатор восстания — руководитель вооруженного восстания. Им был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой.

Династический кризис — нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников.

Присяга — торжественное заверение в верности, обещание честно выполнять свои обязательства, принятые на себя добровольно или по гражданскому долгу.

Манифест — непосредственно исходящий от Верховной власти торжественный акт, которым всенародно объявляется о правах, требованиях, намерениях, о каком-либо чрезвычайном событии или о принятии важной меры.

Составьте рассказ о событиях 14 декабря 1825 г. от лица постороннего зрителя, не участвовавшего в вооруженном противостоянии на Сенатской площади. Запишите развернутый план.

План рассказа. 1)События утром, 2) Милорадович, 3) Первые попытки атак и стягивание сил, 4) Настроение народа, 5) Опасность затягивания конфликта и безуспешные попытки переговоров, 6) Картечные залпы, 7) На льду Невы, 8) Конец восстания.

Утром на площади построилось каре Московского полка. Раздавались крики «Ура, Константин!». Вскоре появились и преображенцы, ставшие недалеко от адмиралтейства. Из солдат московского полка стало выстраиваться оцепление. Вокруг стекался народ, люди облепили даже крыши домов. К солдатам решил обратиться Милорадович, генерал-губернатор Петербурга. Он был очень популярен среди солдат. Офицеры восставших предложили ему отъехать от строя. Милорадович продолжал взывать к солдатам, тогда Оболенский, направляя штыком лошадь генерала, поранил Милорадовича и почти сразу раздался выстрел Каховского. Тяжело раненного Милорадовича унесли, как оказалось потом, рана была смертельная. Вскоре на площадь подтянулись конно-гвардейцы и еще какие-то пехотные части. Николай приказал конногвардейцам атаковать каре, но несколько атак были легко отбиты беглым огнем.

Установилось затишье. Площадь и соседние улицы постепенно заполнялись войсками. Подошли подкрепления и к восставшим: лейб-гвардейцы и моряки. Заметно было беспокойство среди народа, окружавшего плотным кольцом собравшиеся на площади войска. В царя и его свиту летели камни и поленья. Жандармов, выстроенных в цепь, начали разоружать. Рано стало смеркаться, солдаты на Сенатской площади стояли уже почти пять часов, устали и замерзли. По настоянию генерала Толя послали за артиллерией. Николай предпринял еще одну попытку уговорить восставших, послав к ним двух митрополитов, но их встретили криками: «Какой ты митрополит, когда на двух неделях двум императорам присягал!»

На площадь прибыла гвардейская артиллерия. К восставшим послали для переговоров Михаила Павловича, но и тут все окончилось неудачей. Говорят, что генерал Толь грубо сказал Николаю: «Либо отрекитесь, либо очистите площадь картечью». Царь и его свита опасались, что с наступлением темноты беспорядки могут перекинуться на толпу, окружавшую войска со всех сторон и выражавшую поддержку восставшим солдатам. Когда поступил приказ дать залп картечью, артиллеристы ослушались — «Да ведь свои, ваше благородие!» — но артиллерийский офицер набросился на солдат и сам поднес фитиль. Первый залп был дан по крышам Сената и ближних домов, где скопилась «чернь». Следующие залпы были сделаны по каре и под градом картечи началось бегство. Командовавший артиллерией генерал Сухозанет приказал продолжать стрелять вдоль Галерного переулка и в сторону Академии художеств, куда бежали, в основном, любопытные зеваки. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление на Петропавловскую крепость. Войска построились, но были обстреляны из пушек ядрами. Ядра ударялись о лёд, раскалывали его и многие тонули.

К ночи с восстанием было покончено. На площади и улицах остались сотни трупов. Император Николай I велел обер-полицмейстеру генералу Шульгину, чтобы трупы были убраны к утру и исполнители распорядились самым бесчеловечным образом. В ночь на Неве было сделано множество прорубей, в которые опустили не только трупы, но, как утверждали, и многих раненых, лишённых возможности спастись от ожидавшей их участи. Те же из раненых, которые успели убежать, скрывали свои увечья, боясь открыться докторам, и умирали без медицинской помощи.

Дайте оценку выступления 14 декабря 1825 г. от лица императора Николая I. Объясните ее.

«Меня весть сия (восстание — Прим.) поразила, как громом, ибо с первой минуты я не видел в сем первом ослушании действие одного сомнения, которого всегда опасался (неясность престолонаследия — Прим.), но, зная существование заговора, узнал в сем первое его доказательство». 14 декабря 1825 года.

«Если и после этого примера (подавление восстания — Прим.) найдутся еще неисправимые, у нас будет право и преимущество доказывать остальным необходимость быстрых и строгих мер против всякой разрушительной попытки, враждебной порядку, установленному и освященному веками славы (самодержавие — Прим.)». 6 июня 1826 года.

Николай знал, что был непопулярен среди военных и дворянства, что его не любила гвардия, полагая что только неясность престолонаследия может служить причиной выступлений. Но, узнать о существовании многочисленного заговора, составленного с целью устранения самодержавия, по искреннему убеждению самого Николая единственно возможного и богоизбранного строя для России, было для него полной неожиданностью.

На Николая восстание произвело неизгладимое впечатление и укрепило в необходимости всеми силами поддерживать существовавший порядок.

Укажите неверный ответ.

Основными направлениями внутренней политики Николая I были:

а) укрепление роли государственного аппарата;

б) укрепление дворянского сословия;

в) кодификация законодательства;

г) введение гражданских свобод;

д) борьба с революционными настроениями.

Выберите правильный ответ.

Работу по кодификации российского законодательства возглавил:

б) М. М. Сперанский;

Укажите неверный ответ.

Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай I предпринял следующие шаги:

а) запретил продавать крепостных за долги;

б) принял указ об «обязанных» крестьянах;

в) разрешил помещикам освобождать крестьян с землей;

г) разрешил помещикам освобождать крестьян без земли.

Дайте определения понятий.

Имущественный ценз — требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы.

Возрастной ценз — требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах или заниматься определенной деятельностью предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Кодекс законов — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Крестьянское самоуправление — сельский сход, управлявший сельским обществом или миром — низшей общественно-административной единицей, состоявшей из одного или нескольких сел, владевших общественными угодьями и образованной в деревнях казенных крестьян в 1837 году.

Картофельные бунты — массовые выступления крестьян в России, направленные против насильственного введения посадки картофеля. Подавлялись войсками.

«Обязанные» крестьяне — крепостные в России, получившие согласно указу 1842 года по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности (оброк или барщину). Земля оставалась в собственности помещика.

Жандармы — сотрудники полиции, имеющей военную организацию и выполняющей охранные функции в армии и внутри государства.

Прочитайте в в учебнике материал о крестьянской реформе П. Д. Киселева и ответьте на вопросы.

Реформа привела к облегчению положения крестьян?

Помещики встретили эту реформу с одобрением?

Реформа привела Николая I к выводу о необходимости немедленной отмены крепостного права?

Главным положением реформы Киселева стало введение крестьянского самоуправления (сельский сход) в организованных сельских обществах на землях государственных крестьян. Кроме того, реформа предусматривала выделение всем государственным крестьянам собственных наделов земли и участков леса, повсеместное учреждение вспомогательных касс и хлебных магазинов, которые оказывали помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая, введение общественной запашки и распространение посевов картофеля.

Что вам известно об этих государственных деятелях России?

Бенкендорф Александр Христофорович, граф (1783 — 1844) — участвовал в войнах с Францией и Турцией. В 1821 году представил Александру I донос о «Союзе благоденствия». Участник подавления восстания декабристов и следствия. С 1826 года — шеф корпуса жандармов и начальник знаменитого в истории русской общественности III отделения канцелярии его величества. Оба учреждения, во главе которых стоял Бенкендорф, были основаны по его проекту. За все время царствования Николая I Бенкендорф был самым влиятельным и близким к нему лицом. Вся тяжесть жандармского рвения Бенкендорфа обрушилась на молодую русскую литературу.

Киселев Павел Дмитриевич, граф, (1788 — 1872) — участвовал в Отечественной войне и заграничных походах. После войны командовал второй армией. За проводимые в армии реформы (отмена телесных наказаний и др.) имел много противников, в их числе был и Аракчеев. В 1835 году ему был поручен «крестьянский вопрос». Был сторонником отмены крепостного права. Но из-за противодействия высшего общества решено было создать особое управление казенных крестьян, ставшее затем министерством государственных имуществ, во главе которого был поставлен Киселев, проведший реформу. Деятельность его в качестве министра продолжалась 18 лет и отличалась большой плодотворностью, вызывая против него интриги, создавая ему завистников и врагов. После смерти Николая I был назначен послом в Париж, что расценивалось всеми, как «опала». Был почетным членом Академии наук.

Меры по укреплению позиций дворянства

Мероприятия по борьбе с революционными идеями

*примечание. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовались лишь немногие из крупных помещиков: к моменту отмены крепостного права (1861 год) существовало всего 17 майоратов.

Выберите неверный ответ.

Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стали:

а) неэффективность феодальной экономики;

б) быстрое развитие капиталистического уклада хозяйства;

в) стремление помещиков к отмене крепостнической системы;

г) тормозящее воздействие на развитие хозяйства существующей экономической и политической системы.

Укажите правильный ответ.

Исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству называется:

б) промышленным переворотом;

в) многоукладной экономикой;

г) индустриальным обществом.

Укажите правильный ответ.

Первой железной дорогой в России стала:

Заполните таблицу «Особенности промышленного переворота».

- Короткий срок, т. к. использовался опыт и тех-нологии Запада

- Проходил в условиях сохранения феодально-кре-постнической системы

- Проявлялся в основном в технической области

- Длительный период (несколько столетий)

- Проходил в условиях развития капиталистичес-ких отношений и формирования буржуазного об-щества

- Изменения не только в технике, но и в системе общества, что вело к образованию новых классов

Укажите правильный ответ.

Промышленный переворот в России начался:

а) в металлургической промышленности;

б) в машиностроении;

в) в хлопчатобумажной промышленности;

г) на транспорте.

На карте покажите основные индустриальные и аграрные районы России, ключевые торговые центры. Отметьте новые города и фабричные центры (Сормово, Иваново, Павлово, Нижнетагильский, Луганск, Златоустовский).

Дайте определения терминов и понятий.

Феодально-крепостническая экономика — экономика, основанная на собственности землевладельцев на землю и эксплуатации труда крепостных крестьян;

Мануфактура — предприятие, характеризующееся использованием ручного труда работников и широким разделением труда;

Фабрика — промышленное предприятие, характеризующееся машинным способом производства товаров по шаблону;

Уклад — установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта, экономики, хозяйства);

Наемный рабочий — человек, нанятый работодателем для выполнения какой-либо работы за определенную плату, работник;

Рынок сбыта — экономическое пространство для предложения товаров и услуг, являющееся конечной целью хозяйственной деятельности предприятия;

Классы — общественные классы — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда;

Аграрное общество — тип общества, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве;

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности и характеризующееся определенными формами организации труда, уровнем общественных отношений и научно-технического прогресса;

Товарно-денежные отношения — отношения между людьми в ходе производства и обмена товаров (изделий, производимых для продажи);

«Капиталистые» крестьяне — крестьяне, имевшие капитал (деньги, которые вкладывают в производство) и занимавшиеся предпринимательством;

Ростовщичество — предоставление денег в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы;

Ассигнации — бумажные деньги — бумажная денежная единица, имевшая равное хождение с денежной единицей из драгоценных металлов.

Объясните значение понятий.

Горцы — нарицательное наименование народов и этнических групп, живущих в горных районах;

Мюридизм — «послушничество» — одно из направлений суфизма, характеризующееся беспрекословным подчинением имаму для достижения духовного совершенства;

Имам — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. По традиции представляет собой образец подражания для мусульман.

Имамат — теократическое исламское государство, главой которого является имам.

Выберите правильный ответ.

Усиление позиций России на востоке Европы и в Азии вызывало наибольшее содержание со стороны:

Подготовьте реферат на тему «Итоги внешней политики России в царствование Николая I». Запишите развернутый план реферата.

Развернутый план реферата: а) Внешнеполитическое положение России в начале царствования Николая I; б) Реакционный характер внешней политики России; в) Политика России на Балканах и на Кавказе; г) Войны России первой половины правления Николая I; д) Англо-русские отношения; е) «Восточный» вопрос; ж) Территориальные приобретения; з) Политическая изоляция России; и) Последствия Крымской войны.

На карте Кавказа покажите основные очаги сопротивления горцев русской армии. Устно объясните, чем осложнялась борьба с горцами. Какие события Кавказской войны вы считаете решающими? Почему?

Укажите неверный ответ.

Основными особенностями общественного движения в России в 30-50-х гг. были:

а) его развитие в условиях политической реакции;

б) экономический разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;

в) выработка консервативной идеологии;

г) оформление либерального и социалистического течений общественной мысли;

д) разработка конкретных планов практической реализации идейных тенденций либералов и революционеров.

Укажите неверный ответ.

Крупнейшими теоретиками консервативного движения были:

г) Н. В. Кукольник.

Выберите неверный ответ.

Идеологами западничества были:

а) Т. Н. Грановский;

Заполните таблицу «Консерваторы и либералы».

Укажите неверный ответ.

Основными теоретиками славянофилов были:

Заполните таблицу «Либералы и революционеры».

- Отмена крепостного права и освобождение крестьян

- Предоставление прав и свобод

- Соблюдение законности и ограничение всевлас-тия чиновников

- Частная собственность (либ.) или общественная (рев.)

- Сохранение самодержавия (либ.) или изменение политического строя (рев.)

- Отрицание революционного насилия (либ.) или признание его необходимостью (рев.)

Заполните таблицу «Западники и славянофилы».

- Отношение к подавлению прав и свобод

- Необходимость коренных преобразований

- Инициатором реформ должна быть верховная власть

- Реформы должны носить мирный, осторожный и постепенный характер

- Заимствование европейских порядков (з.) или отрицание заимствований у Запада (с.)

- Свободное отношение к религии (л.) или важная роль православия (с.)

- Реформы по европейскому образцу (л.) или воз-врат к старому самобытному состояниянию (слав.)

Взгляды П. Я. Чаадаева ближе к позиции (консерваторов, западников, славянофилов, революционеров), т.к. Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» (о консерваторах) в России и «национальном самодовольстве» (о славянофилах), которые препятствуют историческому развитию страны.

Заполните таблицу «Страны союзники и сочувствующие Турции страны в Крымской войне».

Выберите правильный ответ.

Непосредственным поводом к началу войны с Турцией послужило:

а) восстание сербов;

б) восстание болгар;

в) нарушение султаном религиозной традиции в Иерусалиме;

г) нарушение турецкой армией границы России в Закавказье.

Заполните таблицу «Ключевые события Крымской войны».

На начальном этапе

После вступления в войну Англии и Франции

Выберите правильный ответ.

Союзником России в Крымской войне являлась:

*союзников у России не было, методом исключения можно предположить ответ г), но роль Испании абсолютно неизвестна.

Напишите реферат об одном из организаторов или участников обороны Севастополя: В. А. Корнилове, П. С. Нахимове, П. М. Кошке и др. Составьте подробный план реферата.

Для темы рефераты был выбран один из героев обороны Севастополя — Владимир Иванович Истомин.

а) Происхождение и семья; б) Детство и юность; в) Учеба в морском кадетском корпусе; г) Служба на линейном корабле «Азов» и участие в Наваринском сражении; д) Карьера военного моряка и назначение командиром линейного корабля «Париж»; е) Участие в Синопском сражении; ж) Оборона Севастополя и смерть; з) Отзывы современников; и) Память об В. И. Истомине.

По карте Севастополя устно охарактеризуйте положение города с военной точки зрения, отметив сильные и слабые стороны. Прокомментируйте планы сторон в отношении этой крепости.

Отметьте на карте на с. 48-49 и прокомментируйте основные события Крымской войны.

Начало войны отмечено введением русских войск в придунайские княжества и осадой Силистрии. Эскадра под командованием Нахимова уничтожила турецкую в Синопском сражении, а на Кавказе в сражениях у Ахалцика и Башкадыклар была разгромлена турецкая армия. Неудачи турецких сил послужили поводом для вступления в войну Англии и Франции и переносом военных действий в Крым. После высадки союзников и сражения на Альме был осажден Севастополь. Бомбардировкам были подвергнуты другие российские города. После Балаклавского сражения союзники получили возможность беспрепятственно штурмовать Севастополь, южная часть которого была взята в 1855 году. В этом же году русские войска взяли сильнейшую на Кавказе турецкую крепость Карс, что дало возможность ускорить мирные переговоры из-за опасения союзников в затягивании войны.

Выберите правильный ответ.

Система высшего, среднего и начального образования в России сложилась при:

Укажите неверный ответ.

Реформа 1803 года в области образования имела результатом:

а) создание в каждом губернском городе гимназии;

б) открытие в каждом уездном городе уездного училища;

в) создание в сельской местности приходских училищ;

г) образование Министерства народного просвещения;

д) доступ детей крепостных крестьян во все типы учебных заведений.

Укажите неверный ответ.

В годы царствования Николая I развитие образовательной системы характеризовалось:

а) особым вниманием к религиозному образованию;

б) ростом числа учебных заведений;

в) сокращением числа учебных заведений;

г) открытием высших технических учебных заведений.

Наиболее значимым был вклад в биологию (И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра ), так как он сумел в своих трудах сформулировать закономерности, легшие в основу представлений об эмбриональном развитии организмов, став одним из основоположников современной эмбриологии.

Используя материал учебника, покажите в таблице различия между существовавшими типами учебных заведений.

- для детей низших сословий

- грамота и арифметика

- для детей купцов, мещан и ре-месленников

- русский, арифметика, история, география, геометрия

- для детей дворян, купцов пер-вой гильдии и чиновников

- более широкая программа об-учения

Подготовьте доклад о вкладе в развитие медицины Н. И. Пирогова. Составьте развернутый план доклада.

План доклада. а) Семья, детство и образование; б) Первые шаги в медицине; в) Анатомический атлас и топографическая анатомия; г) Участие в обороне Севастополя; д) Становление военно-полевой хирургии и вклад Н. И. Пирогова (сортировка раненных, эвакуация, анестезия, ампутация, гипсовые повязки и др.); е) Опала; ж) Педагогическая деятельность; з) Значение Н. И. Пирогова для науки.

*примечание. До Пирогова хирургия была ремеслом, после него стала наукой .

Дайте определение понятий.

Нептунисты — сторонники теоретического направления в геологии, согласно которому все геологические процессы обусловлены действием воды;

Плутонисты — сторонники теоретического направления в геологии, согласно которому основой всех геологических процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли.

Главным достижение в развитии отечественной астрономии в начале XIX века было создание мощных телескопов, позволивших составить более детальное описание Солнечной системы, и открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории.

Кто из российских математиков начала XIX века совершил переворот в развитии геометрии? В чем состоял этот переворот?

Н. И. Лобачевский. Он стал создателем неевклидовой геометрии, или геометрии Лобачевского. С его точки зрения евклидова геометрия ограничивает теорию, описывающую свойства пространства. Разработанная Лобачевским геометрия стала началом развития пространственной геометрии.

Укажите, авторами каких открытий и изобретений были перечисленные ниже ученые.

В. В. Петров — открытие в 1802 г. явления электрической дуги и доказательство возможности ее практического применения в металлургии;

Б. С. Якоби — изобретение в 1834 году первого электрического двигателя с вращающимся валом;

Э. Х. Ленц — в 1833 году установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца);

П. Л. Шиллинг — в 1832 году установил в Санкт-Петербурге первый в мире электромагнитный телеграф;

К. С. Кирхгоф — в 1811-1814 гг. разработал первый промышленный способ получения глюкозы из крахмала;

К. И. Гротгус — в 1818 году открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим веществом;

К. И. Гесс — в 1840 году открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам;

П. Г. Соболевский — в 1826 году совместно с В. В. Любарским разработал способ получения ковкой платины и изготовления из неё изделий, положив начало порошковой металлургии. 1828 году впервые в истории монетного дела осуществил чеканку платиновой монеты;

В. В. Любарский — совместно с П. Г. Соболевским разработал способ получения ковкой платины и изготовления из неё изделий, положив начало порошковой металлургии;

П. П. Аносов — создал новый метод получения высококачественной литой стали, раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булата;

Ефим и Мирон Черепановы — в 1830-х гг. создали первый в России паровоз и построили железную дорогу (по сути первую в России) от завода к руднику;

Н. Н. Зинин — его открытия в области органической химии послужили основой промышленного получения красителей, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов;

А. М. Бутлеров — в 1861 году создал теорию химического строения органических веществ.

На карте на с. 54—55 покажите маршрут первой русской кругосветной экспедиции, укажите, в чем, на ваш взгляд, состояло ее значение для науки.

Это плавание внесло значительный вклад в изучение Тихого и Северного Ледовитого океанов. Были открыты новые острова, составлены описания и нанесены на карту малоизученные и неисследованные районы Тихого океана, побережье Дальнего Востока, Аляски, Алеутских островов. Все это обогатило географию и естественные науки сведениями о странах, мало известных, а описание путешествия и атлас были переведены на многие европейские языки. Помимо этого, значение для российской географии и флота состояло в том, что изменилось отношение к морским экспедициям, сделав их непрерывными.

На карте на с. 54—55 покажите маршруты путешествий Г. И. Невельского и Е. В. Путятина по Дальнему Востоку. Отметьте, в чем вы видите их значение.

В результате экспедиций Г. И. Невельского было установлено, что Сахалин — остров, открыт отделяющий его от материка пролив Татарский, а также ряд новых территорий. Установлена возможность входа судов в Амур и основан г. Николаевск-на-Амуре.

Результатом экспедиции Е. В. Путятина стало открытие неизвестных ранее островов, установление дипломатического контакта с закрытой от европейцев Японией.

Помимо географических открытий эти экспедиции имели значение для укрепления позиций России на Дальнем Востоке и закрепления за ней Приморья.

На карте на с. 54—55 покажите маршрут кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Какое мировое открытие было совершено ее участниками? В чем состоит его значение?

16 января 1820 года экспедиция открыла шестой континент планеты — Антарктиду, что до этого не удалось сделать великому английскому мореплавателю — Дж. Куку. За время плавания экспедиция обошла вокруг всего материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Контурная карта «Маршруты экспедиций русских первооткрывателей и путешественников первой половины XIX века».

Рассмотрите в учебнике репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Какое художественное направление она представляет? Назовите характерные черты этого направления.

Картина сохраняет в себе традиционные черты классицизма, такие как идеальность типов, условное построение групп, правильность канонов, но романтические театральные эффекты добавляют в нее дух романтизма — это сочетание стилей носило название академизма, представителем которого являлся К. Брюллов.

*примечание. В то же время, Брюллов уже стремится передать психологическую правду и историческую достоверность, представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия, подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией, показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, что является чертами реализма.

Дайте определение понятий.

Художественная культура — это процесс создания, распространения, коллективного и индивидуального восприятия, духовного и материального освоения эстетических, художественных ценностей;

Художественный стиль — особое качество формы произведения искусства, достигаемое целостностью творческого метода, способов формообразования, приемов композиции, индивидуальной манеры и техники, свойственных художникам определенного исторического периода;

Классицизм — направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу и характеризующееся ясностью и точностью образов, строгим подчинением канонам и идеальностью типов;

Сентиментализм — направление в искусстве, характеризующееся чувственным восприятием и обостренным эмоциональным отношением к окружающему миру;

Романтизм — направление в искусстве, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных, бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Реализм — направление в искусстве, характеризующееся стремлением к точному, объективному, правдивому изображению действительности.

Критический реализм — направление в искусстве, отображающее обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии окружающей социальной средой.

Какие картины перечисленных художников вам известны? Чем они вам запомнились?

К. П. Брюллов — «Последний день Помпеи». Трагичность в ситуации неотвратимой и неминуемой гибели;

О. А. Кипренский — «Портрет Пушкина». Выразительность, внутренний мир героя.

В. А. Тропинин — «Кружевница». Подчеркнутая типичность и внутренняя привлекательность образа;

А. А. Иванов — «Явление Христа народу». Контраст между убежденностью в вере и общим настроением людей;

П. А. Федотов — «Сватовство майора». Трагизм и безвыходность ситуации для молодой девушки;

А. Г. Венецианов — «Захарка». Искренность и выразительность героя.

Назовите крупнейших представителей российского театра и музыки первой половины XIX в. и определите их принадлежность к художественной школе романтизма или реализма.

А. Н. Верстовский

А. С. Даргомыжский

Внесите в таблицу названия известных вам архитектурных памятников Москвы и Петербурга, выполненных в стиле ампир и русско-византийском стиле.

Авторами каких известных памятников были перечисленные архитекторы?

А. Д. Захаров — комплекс зданий Адмиралтейства в С.-Петербурге;

А. Н. Воронихин — Казанский собор и Горный институт в С.-Петербурге;

К. И. Росси — здания Гл. Штаба, Сената, Александринский театр в С.-Петербурге;

О. И. Бове — Театральная площадь и Большой театр в Москве;

Д. И. Жилярди — Опекунский совет в Москве.

К. А. Тон — Храм Христа Спасителя, Кремлевский дворец, Оружейная палата.

Определите значение слов и выражений.

Курная изба — изба, топившаяся по «черному», то есть не имевшая печной трубы;

Русская печь — массивная печь с лежанкой (полатями) для обогрева помещения и приготовления пищи;

Вольтеровское кресло — большое глубокое кресло с высокой спинкой;

Чубук — полый деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка и через который курящий втягивает дым табака;

Конторка — высокий письменный стол с наклонной доской для работы стоя или сидя на высоком табурете;

Холодильник — строение для содержания чего-либо в холоде, или любая холодная прихожая;

Лучина — тонкая длинная щепка из сухого дерева, укреплявшаяся в светце и освещавшая избу в старину;

Шандал — тяжелый подсвечник;

Огниво — кусок камня или металла для высекания огня ударом об кремень;

Погребец — дорожный сундучок для провизии и посуды;

Трактир — гостиница или постоялый двор с рестораном или харчевней;

Харчевня — заведение с простыми и дешевыми кушаньями;

Кабак — питейное заведение;

Галерка — верхний ярус зрительного зала театра, где расположены самые дешевые места;

Капельмейстер — дирижер любого (театрального, военного, симфонического и т.д.) оркестра;

Фигурант — драматический актер, исполняющий роль без слов, статист или актер балета, выступающий в групповых сценах.

Укажите, что нового появилось в первой половине XIX в.

В одежде — основные изменения коснулись одежды верхних и средних классов общества. У мужчин скромные сюртуки без украшений и высокие шляпы «боливар». Женские платья стали напоминать правильную рюмку. Вошел в моду капор (головной убор). Одежда средних классов также стала больше напоминать европейский костюм.

В питании — широкое распространение получил чай. Среди крестьян все большее распространение получал картофель. В богатых домах вошли в моду французская кухня и восточные сладости.

В обуви — изменился лишь покрой обуви, но, по-прежнему, основной обувью среди слоев с достатком были сапоги у мужчин и туфли у женщин. В среде крестьян стали популярны валенки с высоким голенищем;

В жилище — дома знати стали строить в основном из камня. Входили в моду «коридорная» система планировки и восточная мебель;

В досуге — в среде высших и средних классов широкой популярностью пользовался театр (за плату), стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения, библиотеки («читальни»).

По репродукции картины П. А. Федотова «Прогулка» (1837) определите, кто на ней изображен, во что одет.

На картине П.А. Федотова «Прогулка» (1837) изображены сам художник, его отец А.И. Федотов и сводная сестра художника А.И. Калашникова. Художник Федотов одет в форму офицера лейб-гвардии Финляндского полка, его отец одет в длинный плащ, на голове высокий цилиндр — «боливар», сестра одета в плащ с пелериной, на голове — капор.

Составьте меню помещика, настоятеля монастыря, крестьянина средней полосы России в постные и скоромные дни.

*примечание. Почитайте русских классиков и поймете, что постов и всей этой ерунды придерживались, в большинстве своем, только крестьяне по причинам далеким от «идеологических».

По репродукции картины А. Г. Венецианова «Гумно» (1821-1823) опишите характер труда, одежду крестьян в первой четверти XIX в.

На картине А.Г. Венецианова «Гумно» мы видим крестьян, занятых привычной работой — сбором и обмолотом зерна. Вся работа выполняется не спешно, без лишних движений. Двое крестьян управляются с повозкой. Вероятно их ожидает или присела отдохнуть группа крестьян на переднем плане. Одежда мужчин домотканная, состоит из зипуна, холщовой рубахи, портов, обвязанных на голени онучами, и лаптей. Женщины одеты в длинную домотканную рубаху, сарафан. Волосы убраны, что может говорить о том, что изображенные женщины — замужние, на голове, вероятно, — повойник, подвязанный платком. Женщины работали или босыми, или в лаптях.

Источник:

gdz-geo.ru

Данилов А. История России 19 в. 8 кл. Р/т ч.1 / 2тт в городе Нижний Новгород

В этом интернет каталоге вы всегда сможете найти Данилов А. История России 19 в. 8 кл. Р/т ч.1 / 2тт по доступной цене, сравнить цены, а также изучить похожие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка товара выполняется в любой населённый пункт России, например: Нижний Новгород, Липецк, Краснодар.