Каталог книг

Круглякова М. Сочи. Черноморская Ривьера России

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Круглякова М. Сочи. Черноморская Ривьера России Круглякова М. Сочи. Черноморская Ривьера России 338 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
М. Ю. Круглякова Сочи. Черноморская Ривьера России М. Ю. Круглякова Сочи. Черноморская Ривьера России 283 р. ozon.ru В магазин >>
Марина Круглякова Сочи. Черноморская Ривьера России Марина Круглякова Сочи. Черноморская Ривьера России 299 р. litres.ru В магазин >>
Круглякова М. Сочи Круглякова М. Сочи 186 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Круглякова Г. (авт.-сост.) Математика. 2 класс. Итоговый контроль. УМК Круглякова Г. (авт.-сост.) Математика. 2 класс. Итоговый контроль. УМК "Школа России" 168 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Круглякова Г. (сост.) Математика. 1 класс. Итоговый контроль. УМК Круглякова Г. (сост.) Математика. 1 класс. Итоговый контроль. УМК "Школа России" 104 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Круглякова Г. Математика. 3 класс. Итоговый контроль. УМК Круглякова Г. Математика. 3 класс. Итоговый контроль. УМК "Школа России" 243 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать Сочи

Круглякова М. Сочи. Черноморская Ривьера России
  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 529 278
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 457 848

Сочи. Черноморская Ривьера России

© Бурыгин С.М., автор идеи и проекта, 2015

© Круглякова М.Ю., 2015

© ООО «Издательство «Вече», 2015

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2015

Сайт издательства www.veche.ru

Автор и творческий коллектив издательства «Вече» выражает благодарность за предоставленную информацию, использованную при написании книги, историкам и краеведам Т.В. Половинкиной (за информацию и фотоматериал по разделу «Коренные народы черноморского побережья, по истории населенных пунктов Большого Сочи»), Д.И. Кривошапко (по истории Центрального Сочи (маршруты 1–5) и парка «Дендрарий»), И.В. Широкову, Д.П. Дудаковой (по истории Хосты), С.А. Артюхову (Сочи во время Великой Отечественной войны, раздел «Цари в Сочи»), Б. Цхомарии, П.В. Сапелкину (по истории Красной Поляны), С. Осиной, И. Осину, В. Некрасовой, Ю. Некрасову (за помощь в организации и проведении фотосъемки и сборе информации). Мы также признательны авторам книг и монографий, указанных в разделе «Список использованной литературы», информация из которых была использована при написании путеводителя.

Страницы истории Сочи

Древний Сочи, или история из-под земли

Первые люди появились в окрестностях Сочи 400–350 тысяч лет назад. Они пришли через Колхиду из Малой Азии. На новом месте их устроило все – и благодатный климат, и большое количество животных в лесах. На побережье Черного моря было много кремня, яшмы, сланца и других каменных пород, пригодных для изготовления орудий.

И вот стойбища появились в районе Хосты и на берегах рек Мзымты и Псоу. Постепенно жизненное пространство людей расширялось. Образовались стоянки на реке Макопсе, в Нижней Пластунке, на водоразделе рек Псахо и Сочи, к северу от Белых скал по обе стороны реки Хосты, в окрестностях села Ахштырь и в других местах.

Начавшиеся сильные похолодания заставили людей искать убежище. Они его нашли в пещерах Ахштырской, Малой Воронцовской, Навалишенской, Кепшинской, Хостинской-1 и Хостинской-2.

Наиболее полную информацию о жизни в доисторические времена археологи получают, изучая стоянки древних людей в пещерах. Там культурные слои меньше подвержены воздействию внешних факторов – осадков, рек, ручьев – и поэтому лучше сохранились.

Пещеры – стоянки древних людей

В Ахштырской пещере первобытные люди жили со времен нижнего палеолита до эпохи бронзы. Вход в нее находится на карнизе 120-метровой скалы в Ахштырском ущелье.

В окрестностях французской деревни Сент-Ашель впервые нашли орудия труда, изготовленные людьми, жившими 400–350 тысяч лет назад. Поэтому этот период истории назвали – эпоха ашель. Или ранний (нижний) палеолит (от греческого «палеос» – древний, «литос» – камень). Люди, жившие в окрестностях Сочи в это время, вели полукочевой образ жизни. На одном месте жили не более двух сезонов. Мужчины охотились, часто совершая длительные походы. Делали орудия труда и оружие. Ловили рыбу. Женщины охраняли жилища, поддерживали огонь, заботились о детях и стариках, заготовляли топливо и собирали растительную пищу. Древние охотники изготавливали оружие из дерева. Каменными орудиями обрабатывали шкуры животных и собранные растения. Охотились в основном на пещерного медведя. Так как зверь был крупный и сильный, а оружие – очень примитивное, собирались в группы. Делали ловчие ямы. Но чаще всего подкарауливали на тропинках и пастбищах. «Шли на мишку» с дубинами и копьями, метали дротики.

Ископаемых людей нижнего палеолита называют неандертальцами или палеоантропами.

Ахштырскую пещеру открыл французский географ, картограф, основатель спелеологии Эдуард Мартель в сентябре 1903 года. Затем за ее изучение взялись русские ученые. Оказалось, что толщина культурного слоя в ней достигает пяти метров. Изучая этот пласт отложений глины, щебня, костей животных и кремневых орудий труда, ученые узнали массу интересных подробностей о жизни наших предков и окружающего их мира.

Первыми здесь поселились неандертальцы. Они питались в основном мясом пещерного медведя. В рацион первобытных людей также входили зубры, волки, козлы, лисицы и другие животные, но в значительно меньшем количестве. Находки археологов, говорят о том, что неандертальцы имели четкие представления о форме и назначении предметов и элементов окружающей среды. Предположительно, при общении между собой они использовали слова и звуки.

Ученые выяснили, что вокруг пещеры тогда рос сплошной темнохвойный лес, похожий на тот, что сейчас растет в Абхазии на высоте 1200–1800 метров над уровнем моря. В будущем его сменил лиственный.

Жизнь неандертальцев была экстремальной – на найденных скелетах видны многочисленные следы переломов, ушибов, охотничьих и боевых ранений, увечий, голода, болезней и стрессов. Средняя продолжительность их жизни – 23 года. Вопреки распространенному мнению тело неандертальца не было покрыто шерстью. Ученые выяснили это, изучив генетику вшей. Оказалось, что эти насекомые лишились значительной доли своей мохнатой среды обитания на теле гоминид еще около 3 миллионов лет назад – задолго до появления неандертальцев. Также благодаря изучению вшей, ученые доказали, что люди среднего палеолита уже носили одежду, хотя археологи при раскопках ее не обнаружили.

Неандертальцы не владели гончарным и металлургическим ремеслом, но у них уже существовали «высокие технологии» – они обладали химическими знаниями и умели получать из одного вещества другое, с иными свойствами.

Некоторые исследователи считают неандертальцев предками человека, другие – категорически не согласны с ними. Они утверждают – в те времена на земле кроме неандертальцев обитали еще несколько других, различающихся анатомически, видов гоминид, от одного из которых и произошли современные люди. Есть мнение, что неандертальцы являлись «запасным вариантом эволюции». И только по счастливой случайности история выбрала нас, а не их. Просто удача была на стороне предков современного человека, а неандертальцам не повезло, и они вымерли.

Климат в эпоху среднего палеолита становился все холоднее и холоднее. Условия жизни стали неприемлемыми, и люди покинули пещеру. В ней поселились пещерные медведи. Об этом говорят «медвежьи шлифовки» – участки стен, отполированные до зеркального блеска, а также отсутствие следов жизнедеятельности человека в культурном слое, соответствующем этому периоду.

Пещерные медведи жили в доисторические времена. Они были крупнее современных медведей. Питались растениями, медом, зимой не брезговали мясом – охотились на копытных, порой нападали на неандертальцев и других гоминид. Зоолог Николай Верещагин говорил: «Не будь пещерного медведя, не было бы и европейского человечества». Хотя ученый имел в виду значимость «мишки» с гастрономической (мясо, жир) и защитной (одежда из шкур) точек зрения, последние исследования показали, что его мысль верна и в более широком смысле. Специалисты обнаружили большое число почти мистических совпадений и общих черт в истории и биологии двух видов – неандертальцев и пещерных медведей. Они произошли от европейских представителей вида, которые тогда были широко распространены (медведь Денингера). Имели общую территорию обитания. Пик их развития и процветания пришелся на один и тот же временной период: 65–35 тысяч лет назад. Оба вида предпочитали жить высоко в горах и исчезли практически одновременно.

Люди вернулись в Ахштырскую пещеру в эпоху ранней бронзы. Это были кроманьонцы. «Новоселы» начали благоустраивать свои жилища. Покрыли пол слоем пережженной красной земли. На нем хорошо видны следы очагов. Возвели сооружения из камня, для того чтобы защититься от холодного воздуха, идущего из глубины пещеры. Делали глиняную посуду.

Источник:

www.litmir.me

Читать онлайн Сочи

chitalka.net

О чем читают онлайн в этой книге:

Сочи – удивительный город. В нем огромное количество тайн, которые еще ждут разгадки. Здесь множество дольменов и древних крепостей, причудливых пещер и водопадов. Возможно, именно сюда приплывали аргонавты за золотым руном.

Сочи – удивительное место, где можно искупаться в море, а через час покататься на горных лыжах. Это город-курорт, которому вскоре предстоит стать столицей зимних Олимпийских игр.

О прошлом и настоящем Сочи, о его замечательных людях – эта книга.

Каждый посетитель сайта имеет возможность читать онлайн или скачать бесплатно книгу Сочи. Черноморская Ривьера России не только на настольном компьютере или ноутбуке, а и на мобильном устройстве. Наша онлайн-читалка элетронных книг специально разработана адаптивной, т.е. это приложение адаптируется к любому устройству, к любой системе, будь то Android, iOS, Windows или Linux. Мы позаботились о том, чтобы посетители нашего сайта читалка.нет чувствовали себя максимально комфортно.

Для того, чтобы начать читать книгу, нажмите на кнопку ниже.

Источник:

chitalka.net

Книга - Сочи

Общедоступные

Книга "Сочи. Черноморская Ривьера России" (Круглякова М. Ю.) - Каталог Круглякова, Марина Юрьевна. Сочи. Черноморская Ривьера России [Текст] / [М. Ю. Круглякова], 2014. - 383 с. ; [8] л. ил.

Ориг.название (разночтения): Черноморская Ривьера России

Год издания: 2014

Тип издания: Книги

Аудитория: для взрослых, общего характера, для юношества, общего характера

Наличие в библиотеках
  • Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова (ул. Нахимова, 8/3) В наличии 2 экз.
  • Библиотека № 1 им. Н. Г. Чернышевского (пр. Кима, 4) В наличии 1 экз.
  • Библиотека № 2 им. Л. Н. Толстого (6 линия, 17) В наличии 2 экз.
  • Юношеская библиотека №3 им. Н.Островского (17 линия, 14а) В наличии 1 экз.
  • Библиотека № 4 (Средний пр., 99/18) В наличии 1 экз.
  • Библиотека № 5 (16 линия, 65) В наличии 1 экз.
  • Детская библиотека № 6 (пер. Каховского, 5) В наличии 1 экз.
  • Детская библиотека № 7 (Средний пр., 3/15) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная детская библиотека (13 линия, 20) В наличии 1 экз.
  • Библиотека "На Морской" (Морская наб., 17) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 9 (с абонементом для взрослых) (Гражданский пр., 104/1) В наличии 1 экз.
  • Центральная детская библиотека им. В. В. Голявкина (пр. Ветеранов, 76) В наличии 1 экз.
  • Библиотека № 3 (Кронштадтская ул., 20) В наличии 1 экз.
  • Библиотека № 4 (Библиотечно-культурный комплекс им. А. В. Молчанова) (Ленинский пр., 115) В наличии 1 экз.
  • Детская библиотека № 6 (Автовская ул., 32) В наличии 1 экз.
  • Детская библиотека № 7 (Дачный пр., 16/7) В наличии 1 экз.
  • Детская библиотека № 8 (Оборонная ул., 18) В наличии 1 экз.
  • Детская районная библиотека (ул. В. Слуцкой, 50) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. М. А. Светлова (ул. В. Слуцкой, 32) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 1 (наб. Комсомольского кан., 18) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 4 (Южная, 13) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 5 (Центральная ул., 14) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. Н. В. Гоголя (Среднеохтинский пр., 8) В наличии 1 экз.
  • Библиотека "Малоохтинская" (Новочеркасский пр., 49/20) В наличии 1 экз.
  • Библиотека "Ржевская" (Индустриальный пр., 35/1) В наличии 1 экз.
  • Библиотека "Современник" (Заневский пр., 32) В наличии 1 экз.
  • Пискаревский библиотечно-культурный центр (ул. Маршала Тухачевского, 31) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. К. Г. Паустовского (Варшавская ул., 37/1) В наличии 2 экз.
  • Библиотека на улице Типанова (ул. Типанова, 29) В наличии 2 экз.
  • Библиотечно-информационный центр семейного досуга (Московское ш., 2) В наличии 0 из 1 экз.
  • Библиотека на Благодатной улице (Благодатная ул., 20) В наличии 1 экз.
  • Библиотека "Спутник" (ул. Бассейная, 17) В наличии 1 экз.
  • Библиотека "Орбита" (Ленинский пр., 161) В наличии 1 экз.
  • 3-я районная библиотека (Троицкая пл., 1) В наличии 1 экз.
  • Библиотека Кировских островов (Кемская ул., 8/3) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. А. С. Пушкина (Каменноостровский пр., 36/73) В наличии 1 экз.
  • Библиотека им. В. И. Ленина (ул. Воскова, 2) В наличии 1 экз.
  • Библиотека им. Б. Лавренева (наб. р. Карповки, 28) В наличии 1 экз.
  • Юношеская библиотека им. А. П. Гайдара (Большой пр. П.С., 18а (4-й этаж)) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Богатырский пр., 9) В наличии 3 из 4 экз.
  • Центральная районная детская библиотека (Комендантский пр., 30/1) В наличии 2 экз.
  • Библиотека 1 (Торжковская ул., 11) В наличии 2 экз.
  • Библиотека 2 (наб. Черной речки, 12) В наличии 2 экз.
  • Библиотека 3 (Ланское ш., 24/5) В наличии 2 экз.
  • Библиотека 5 (ул. Савушкина, 16) В наличии 2 экз.
  • Библиотека 9 (Богатырский пр., 36/1) В наличии 2 экз.
  • Библиотека 10 (Туристская ул., 11/1) В наличии 4 экз.
  • Центральная районная библиотека им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (Малая ул., 20) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 1 (Конюшенная ул., 16/13) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 2 (Кадетский б-р, 22а) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 4 (Красносельское ш., 29) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 6 (ул. 1 Мая, 6) В наличии 1 экз.
  • Библиотека-филиал № 9 (Школьная ул., 5) В наличии 1 экз.
  • Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (наб. р. Фонтанки, 44, 46) В наличии 1 экз.
Поиск в других каталогах Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)

Служба поддержки

© Корпоративная сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга Разработано в Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре

Источник:

spblib.ru

Книга Сочи

Круглякова М. Сочи. Черноморская Ривьера России
  • КНИЖНЫЕ ПОЛКИ
    • АНЕКДОТЫ
    • ДЕЛОВЫЕ КНИГИ
    • ДЕТЕКТИВЫ
    • ДЛЯ ДЕТЕЙ
    • ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ
    • ДОМ И СЕМЬЯ
    • ДРАМАТУРГИЯ
    • ИСТОРИЯ
    • КЛАССИКА
    • КОМПЬЮТЕРЫ
    • ЛЮБОВНЫЙ
    • МЕДИЦИНА
    • ОБРАЗОВАНИЕ
    • ПОЛИТИКА
    • ПОЭЗИЯ
    • ПРИКЛЮЧЕНИЯ
    • ПРОЗА
    • ПСИХОЛОГИЯ
    • РЕЛИГИЯ
    • СПРАВОЧНИКИ
    • ФАНТАСТИКА
    • ФИЛОСОФИЯ
    • ЭНЦИКЛОПЕДИИ
    • ЮМОР
    • ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
    • ЯЗЫКОЗНАНИЕ
    • СЕРИИ И САГИ
    • ВСЕ АВТОРЫ
  • СЕГОДНЯ НА ПОРТАЛЕ
    • НОВОСТИ
    • СОННИК
    • ФОРУМЫ И

      Соловьи-разбойники

      О черноморском побережье писали Аристотель, Ксенофонт, Гераклит, Геродот и другие античные авторы. Они его называли Восточной Гениохией, побережьем зихов, ахеев и гениохов. Одни утверждали, что в нее входила современная Северо-Западная Абхазия и восточная часть района Сочи. Другие считали, что она простирается до территории современного Туапсинского района. Но в одном все были единодушны – по поводу ее жителей. О них шла дурная слава как о морских разбойниках.

      Вот что писал Страбон: «За Синдикой и Горгиппией идет вдоль моря побережье ахеев, зигов и гениохов… Обитатели его живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около 25 человек и редко могущие принять 30; эллины называют их камарами… Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность и даже город, они господствуют на море. Случается, что им содействуют и владетели Боспора, предоставляя стоянки, покупку провианта и продажу награбленного. Возвращаясь в родные места, они за неимением стоянок взваливают свои камары на плечи и уносят в леса, в которых и живут, обрабатывая скудную почву; а когда наступает время плавания, они снова сносят камары на берег. Так же поступают они и в чужой стране, где имеют знакомые лесистые местности: скрыв в них камары, они сами бродят пешком, днем и ночью, с целью захвата людей в рабство; то, что удается им захватить, они охотно возвращают за выкуп, по отплытии извещая потерпевших. В местностях, где есть самостоятельные правители, обижаемые еще находят некоторую помощь со стороны своих вождей…»

      Основным занятием жителей черноморского побережья в III в. до н. э. было пиратство. Ученые считают, что оно развивалось в два этапа. Сначала важен был не захват пленных, а удовлетворение насущных потребностей. Но со временем гениохи превратились в добытчиков рабов и работорговцев. Они поставляли их для Боспора. Там гениохам предоставляли стоянки для кораблей. Работорговля оказалась доходным промыслом. Невольников пираты обменивали на различные греческие товары – оружие, посуду, украшения и другие предметы. Заморские вещи поступали к ним и через греческие центры, и от купцов, проплывающих вдоль берегов от Боспора в Колхиду и обратно.

      В районе Сочи находилось греческое поселение. Его основали боспорцы. У греческих колонистов были популярны изображения Деметры – богини хлебопашества и заупокойного культа. Археологи нашли ее фигурки и другие терракотовые изделия, изготовленные на Боспоре. Вместе с колонистами на черноморское побережье пришли и деньги. Самой первой здесь появилась серебряная колхидка. Ее отчеканили на монетном дворе одной из восточнопричерноморских греческих колоний. Найдены монеты Ольвии (IV в. до н. э), Пантикапея (III в. до н. э.), Фанагории (II в. до н. э.), серебряные римские республиканские монеты (II–I вв. до н. э.), Амиса и Амасии времен Митридата IV.

      Охота за людьми не привела к прогрессу причерноморских племен. Их развитие задерживалось. Здесь господствовали первобытно-общинные отношения. Многие античные авторы называют гениохов дикими и необразованными. Аристотель пишет, что они склонны к убийству и людоедству и ведут разбойный образ жизни.

      По мнению ученых, общественный строй у них был военно-демократический. Во главе каждого племени стоял вождь. Отдельные племена порой воевали друг с другом и вели самостоятельную внешнюю политику. Гениохи активно участвовали в событиях конца 1-й – 2-й половины II в. до н. э., связанных с войной Митридата IV Евпатора с Римом. По словам Аппиана, Митридат в 79 г. до н. э. воевал с ахейцами и, «потеряв две трети войска в сражении от морозов и засад, возвратился назад». А уже через пять лет гениохи были союзниками Митридата в войнах против Рима и Помпеи и представляли собой значительную силу. С ней Помпею пришлось считаться при попытке преследовать Митридата.

      Кроме пиратства гениохи занимались примитивным земледелием, скотоводством и охотой. Страбон писал об этом: «Одни из них занимают вершины гор, другие живут под открытым небом, в ущельях, питаясь звериным мясом, дикорастущими плодами и молоком». У жителей побережья были развиты различные ремесла – ткачество, прядение, гончарное производство, кузнечное дело, обработка кож.

      О культуре гениохов мы можем судить по поселениям и могильникам VI–I вв. до н. э. Они располагались в устье реки Мамайки и вдоль морского побережья, в междуречье рек Кудепсты, Мзымты и Псоу. Например, поселение на Мамайке было греческим. Об этом говорят найденные в этом районе краснолаковые и чернолаковые сосуды, терракотовые статуэтки и другие предметы. По находкам можно проследить торговые связи обитателей черноморского берега. Археологи обнаружили расписную ионийскую посуду, гипсовые алебастры, амфористки, изготовленные из разноцветного «финикийского» стекла, вазы аттического производства. По форме мечей, копий и топоров можно сказать, что жители окрестностей Сочи имели связи со скифо-сарматским миром и с более восточными районами Причерноморья.

      При археологических раскопках в селе Молдовка нашли много обломков античных амфор, на чайных плантациях (расположены параллельно реке, на гряде холмов) – обломки каменных топоров бронзового века.

      Черепки эпохи бронзы со следами росписей, каменные орудия, гранитные зернотерки, большое количество античной керамики нашли на юго-восточном склоне холма (где заложен фруктовый сад), на возвышенности напротив Молдовской средней школы и на окраине села (куда ведет дорога от старого железнодорожного моста через реку Мзымту).

      Римские времена

      На месте современного Сухуми римляне построили крепость Себастополис. В 137 году в ней побывал известный полководец Флавий Арриан. Он описывал, что в окрестностях Сочи жили саниги и зилхи (зиги), перечислял названия рек и упоминал о Геракловом мысе. В других источниках мыс именуют Гераклейским, или Пустынным. И добавляют, что в его окрестностях располагается «укрепление Бага». Можно предположить, что Гераклов мыс находился к югу от современного Лазаревского. А укрепление Багу – это, видимо, крепость на реке Годлик.

      От позднеантичных времен (I–V вв.) на территории Сочи остались развалины римско-византийских укреплений и захоронения, найденные в Лоо, на Мацесте и Красной Поляне.

      В устье реки Мамайки до сих пор видны остатки башни. Это все, что осталось от укрепления. Расположение около моря, прямоугольный план, форма башни, кладка из хорошо отесанных блоков говорят о том, что крепость строили римляне. Они ее называли Мохора.

      Упоминаемая в описании полководца крепость Багу находится к югу от Лазаревского – в Чемитоквадже. Она расположена на самом берегу моря на возвышенности (20–25 м над уровнем моря), на левом берегу реки Годлик. Крепость по плану треугольной формы. Общая длина ее стен 700 м, их толщина 2 м. Стена, стоявшая когда-то вдоль обрыва, давно рухнула. В северной и юго-восточной стенах хорошо сохранились три башни. Одна из них выступала наружу на 6 м и углублялась внутрь на 4 м. Она была разделена стеной на две части, которые соединялись между собой узким проходом. Такие «сдвоенные башни» были характерны для римско-византийских укреплений. Стены крепости сложены из тщательно подобранных и отесанных плит песчаника и сланца вперемежку с блоками серого известняка. Они соединялись раствором, содержащим песок и мелкий отборный гравий. На территории укрепления нашли кувшины, миски и другие глиняные изделия, относящиеся к V–VIII вв.

      О жизни жителей в те времена мы почти ничего не знаем. Археологи не нашли сельскохозяйственных орудий того периода. Вероятно, землю обрабатывали железными мотыгами или плугом. Уже начинают делать оружие, украшения, керамику. Торговые связи поддерживают с Римом и Боспором. Тогда существовал старинный перевальный путь, по которому доставляли товары с побережья, через село Воронцовку, в обход ущелья Ахцу на Красную Поляну и далее на Северный Кавказ. Жители широко использовали ковши, кувшины, кубки и другие предметы античного происхождения. Хотя мечи были изготовлены по сарматским образцам.

      Общественный строй, скорее всего, по-прежнему был военно-демократический. Но отдельных представителей родоплеменной верхушки уже хоронят с драгоценными изделиями.

      Флавий писал, что эти места занимали саниги и у них был царь Спатаг. Видимо, Спатаг на какое-то время объединил разрозненные племена, но вскоре этот союз распался. Из него выделились абасты, зиги и санниги. Во II в. до н. э. они уже были самостоятельными племенными образованиями.

      В составе Абхазии

      В VII–VIII веках на территории Сочи начинает складываться Абхазское раннефеодальное государство. Это было время расцвета для местного населения.

      Жители в этот период занимались земледелием, особенно в прибрежных районах. На территории городищ находят много костей домашних животных. Это говорит о развитии скотоводства. Большая часть внутреннего пространства крепостей использовалась для содержания скота.

      Местные племена занимались кузнечным делом, производили много керамики. Они делали кувшины, пифосы (небольшие сосуды с плоским узким днищем и широким горлом), лепную посуду с пористыми стенками, миски и другие предметы. Украшали их насечками, расписывали краской.

      В предгорных и горных долинах люди жили в городищах. За крепостными стенами стояли их дома и общественные здания – храмы или погребальные сооружения. Обычно в таких поселениях проживало от 50 до 200 человек. Капитальные стены крепостей говорят о том, что работа каменщиков в этот период была популярной.

      В районе Сочи много поселений, городищ, крепостей, храмов, могильников, относящихся к VII–X векам.

      Поселения окружали оборонительными стенами, и они превращались в городища. Крепости строили на стратегически важных холмах на уже заселенных или новых местах. Со скалы снимали грунт, делали ступень и располагали на ней фундамент. Стены возводили высотой 5–6 м и соединяли раствором, в котором были речной или морской песок и гравий. В них делали смотровые окна и бойницы. Сверху иногда украшали зубцами.

      На труднодоступных участках возводили крепости прямоугольной формы. Именно такие укрепления были в Хосте и на Аибге. Но иногда строили и в форме треугольника, например в Ачипсе, или полукруга – в Бешенке, Ачипсе, Псуху. В башнях были люки. В них спускались по деревянным лестницам с этажа на этаж. Крепостные ворота делали из массивных досок. Они имели внушительный вид – с каменным порогом, арочным перекрытием и деревянным засовом. Укрепление окружали рвом. Через него перекидывали подъемный деревянный мост.

      На территории совхоза «Южные культуры» нашли несколько погребений XIV в. В одном из них – мужчина, похороненный в гробнице из черепицы, перекрытой двумя плитами с орнаментом. В другом, женском, обнаружили серебряные кольца, фигурки птиц, бронзовые бубенчики и другие предметы. В остальных почти не было инвентаря. Похороненные люди лежали на спине, головой на запад.

      На приморской песчаной дюне, в 800 – 1000 м от берега моря, когда-то было средневековое городище. В нем находились одноапсидный храм, дозорная башня, два колодца и сооружение, назначение которого неизвестно. Все они разрушены. Но еще недавно можно было увидеть остатки фундаментов базилики и башни. Храм предположительно был построен в VI в. Глубина колодцев 3–4 м. В одном из них была пресная вода.

      На низменности междуречья Мзымты – Псоу, ближе к реке Псоу, в 1,5 км от берега моря, ученые обнаружили фундамент базилики. Храм, сооруженный в VIII–X вв., стоял на искусственной насыпи высотой 2–3 м. Он был прямоугольным, с полукруглой апсидой. От него уцелел только фундамент. Недалеко от него случайно нашли скопление перемешанных человеческих костей и множество толстостенной керамики.

      Недалеко от моря к югу от Адлеровского мыса (на территории совхоза «Южные культуры») нашли обломки античной керамики.

      Поселение или древний могильник, по мнению ученых, могли быть на землях молочно-овощного совхоза № 1 (бывший совхоз «Псоу»).

      На гребне горы у впадения реки Ачипсе в Мзымту, северо-восточнее Красной Поляны, когда-то было крупное городище. От него сохранилась крепость. Башня прямоугольной формы стоит на возвышенности с искусственной каменной «подушкой». В южной стене видны бреши, оставшиеся после какого-то военного сражения.

      Пространство внутри крепости в некоторых местах больше ста метров. Оно почти ровное, видны каменные фундаменты зданий. При раскопках здесь нашли большое число разрозненных человеческих костей, осколки глиняных кувшинов, расписанные бурой краской.

      На окраине Красной Поляны, на правом берегу реки Бешенки, в 2 км от ее впадения в Мзымту, находятся развалины еще одной крепости. Остатки древней дороги ведут к башне, точнее, к тому, что от нее осталось. Ее стены сложены из массивных цилиндрических глыб. Размер внутреннего двора крепости около 100 м. Это ровная площадка. Она находится на возвышении 100–150 м над уровнем реки Бешенки.

      Хостинская крепость расположена в северо-восточной части заповедника «Тисо-самшитовая роща» и стоит на вершине скального утеса. Со стороны обрыва укрепление недоступно. Поэтому оборонительные сооружения возвели только с южной части вершины. Сохранилась башня высотой 4,5 м со смотровым окном – бойницей. Но некоторые исследователи утверждают, что это не окно, а пролом в стене, сделанный туристами. В одной из стен есть паз для бревенчатого засова. Тут была деревянная калитка. При штурме ворот через нее выходили защитники крепости во фланг врагам. Вторая башня была трехэтажной. Третья – очень плохо сохранилась. Она образует заслон крепостных ворот (выклинивается под острым углом на юго-запад). Между второй и третьей воротными башнями – стены толщиной в 11 м. Последняя башня, в отличие от остальных, выступает и внутрь крепости. Она была высотой в 11 м. В ее нижнем этаже расположена бойница.

      Стены укрепления возведены из известняка, скрепленного раствором с примесью морского песка и мелкой гальки.

      О крепости в тисо-самшитовой роще есть легенда. Один из потомков генуэзских купцов, основавших в Хосте торговую факторию, Иоанн, женился на русской девушке Арине. У них родились дети. Во время нападения турок Арина с дочерьми укрывалась в крепости. Турки победили. Они убили ее мужа и сыновей. Подошли к крепости. И, чтобы не попасть в гарем к турецкому султану, Арина покидает крепость, предварительно ее взорвав.

      Христианские храмы находятся в Лоо, Агуа, Хосте, Адлере, Веселой, Липниках, Лесном, Голицыне, Монастыре.

      Самой древней была базилика в парке «Южные культуры» с мозаичным полом и расписными фресками. Сейчас от нее ничего не осталось. Ее разрушили в 1954 году при строительстве водопровода. Рядом с ней нашли погребение IX–X веков, разделенное плитами. Рисунок на них похож на орнамент, которым оформлены оконные проемы в Софийском соборе VI века в Константинополе.

      Храм в Лоо находится в 2 км от моря, на возвышении 200 м. Более-менее сохранилась его северная сторона. Южная – разрушена полностью. От западной и восточной – мало что осталось. У храма было три входа – с запада, востока и юга. Свет проникал через узкие оконные проемы. Стены сложены из известняковых блоков, плит песчаника и сланца и скреплены раствором с примесью очень крупного песка и отборного мелкого гравия.

      Храм в селе Монастырь расположен на левом берегу Мзымты. Пилястры делят его зал на две равные части. К нему примыкает полукруг алтаря. Внутри вдоль стен шел небольшой выступ-орнамент.

      У церкви было два входа – с запада и юга. Южная стена придела почти полностью сохранилась. В ней видны основания дверных арок. В придел входили с запада и севера. Северный вход шел в двухэтажное помещение. На первом этаже находился погреб. Второй – освещался светом, падающим из окна в западной стене.

      Здание стояло на территории небольшого укрепления. От него сохранились стены и башня, которая охраняла крепостные ворота.

      Христианские храмы строились чаще всего на побережье. Они стояли отдельно, практически без всяких укреплений. А вот церкви в горах возводили в труднодоступных местах и их обычно окружали толстыми крепостными стенами с башнями. Эти крепости могли выдерживать длительные осады. В глубоких горных долинах христианских храмов нет вообще. Это говорит о том, что христианство, скорее всего, было распространено на побережье. В горах же единичные храмы-крепости с трудом выдерживали натиск языческих племен.

      Памятники этого периода в районе Сочи очень похожи на абхазские, поэтому, скорее всего, эти земли входили в состав Абхазского царства.

      В начале XX века в районе села Веселое местный крестьянин нашел обломок меча и фибулу (фибула – металлическая застежка – украшение для одежды. Фибулы были распространены с бронзового века до раннего Средневековья). Ученые предположили, что там, где найдены эти вещи, находится древнее погребение. Императорская археологическая комиссия решила провести археологические исследования междуречья Мзымты и Псоу. Раскопки на территории села Веселого проводил А.А. Миллер в 1907 году. Погребение он так и не нашел. Обнаружил лишь несколько предметов, принадлежащих к погребальному инвентарю могилы VIII–X веков – две серебряные пряжки, прорезную бляшку, наконечник копья и обломок ножа.

      Время генуэзских факторий

      В IX–XII веках с эпохой расцвета для местного населения было покончено. В это время начинается колонизация края – на побережье образуются генуэзские фактории. Они напоминали пункты приема товаров. Здесь генуэзские купцы скупали у местных жителей ценную древесину, мед, воск, звериные шкуры, продукты скотоводства и земледелия. И самое главное – рабов, которых затем поставляли на невольничьи рынки Средиземноморья и позднее в Золотую Орду. Торговля живым товаром стала гораздо интенсивнее во времена турецкой экспансии. Городища в эти времена запустели, храмы развалились, резко упало значение отгонного скотоводства. Вместо крупных поселений люди жили на небольших хуторах. Охотники вновь использовали пещеры.

      Основой хозяйства местного населения, как и прежде, было земледелие, скотоводство, различные ремесла, служащие для удовлетворения его насущных потребностей. Изготавливали различные изделия из керамики. Кузнецы делали сабли, наконечники копий и стрел, сельскохозяйственные орудия.

      В горах сооружали святилища. Под них часто использовали древние пастушеские постройки. В них охотники приносили в жертву горным духам железные наконечники стрел.

      В этот период появился обычай курганных захоронений. Такие могильники нашли в Красноалександровском, Абазинке, Вардане, Кепше, Аибге и других местах. Было два вида погребальных обрядов. Первый: сооружали гробницу из тонких каменных плит. Вокруг нее возводили окольцовку и над ней насыпали курган. В них хоронили по несколько раз – скорее всего, членов одной семьи. Второй: на почву укладывали умершего человека головой на запад и покрывали сверху плитами. Вокруг делали окольцовку, и все это засыпали курганом.

      В основе общественного устройства была сельская община, которая распадалась на патриархальные семьи. У населения были развиты взаимопомощь, гостеприимство, куначество, калым, уважение к старшим и кровная месть. Народное собрание имело большое влияние.

      Уже появились «знатные» и «благородные» люди. Они имели своих подданных – крестьян. Господа сами ничего не производили, занимались военным делом, охотой и грабежами – захватывали людей, скот, имущество. На побережье существовали генуэзские и турецкие невольничьи рынки, для которых они поставляли рабов. В среде «знатных» людей появляются князья, владеющие дружиной и одним или несколькими большими селениями, а также крупные и мелкие дворяне.

      Коренное население черноморского побережья

      Адыги – коренные жители Северо-Западного Кавказа. Обычно их называют черкесами. Они живут в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В Краснодарском крае проживают около 30 тыс., в Сочи – 5 тыс. адыгов. Их диаспоры находятся в Турции, Сирии, Иордании, Иране, Израиле и во многих других странах мира. Адыги разговаривают на адыгейском и кабардино-черкесском языках. Их письменность основана на русской графической основе.

      Считается, что кроме кавказских племен предками адыгов были пришельцы из Малой Азии – из Анатолии, которые здесь появились во III–II тыс. до н. э.

      Скорее всего, дольмены на Западном Кавказе построили предки адыгов. В письменных источниках они упоминаются с I тыс. до н. э. О них писали древнегреческие авторы и называли их меотами, или майотами.

      Греки в VI в. до н. э. образуют в Северном Причерноморье города-колонии. Это Фанагория, Кепы, Горгиппия и другие. В 490 г. до н. э. они объединились в одно государство – Боспорское царство.

      Воинственные и могущественные меоты играли большую роль в жизни Боспорского царства. Его правители торговали с метрополией и греческими колониями в Малой Азии.

      На меотов сильно повлияли пришедшие племена скифов, сарматов и алан. А гунны вообще в корне изменили этнический облик Северо-Западного Кавказа (кроме горных районов). У меотов также были тесные контакты с хазарами. Надо сказать, что в VII–X веках предки адыгов были мощной силой на Кавказе.

      Когда образовались генуэзские колонии и торговые фактории, самым ходовым товаром стали рабы – татары, черкесы, русские. Ими в основном торговала адыгская знать. Живой товар продавали в мусульманские страны, чаще всего – в Египет.

      Из колоний также вывозили зерно, шкуры, меха, кожи, мел, воск, вино, фрукты и другие товары. Адыги покупали холст, ковры, дорогие шелковые и шерстяные ткани, венецианское стекло, соль, пряности, клинки сабель и прочие вещи.

      В XVI–XVII веках на адыгов повлияли взаимоотношения Турции и России. Османская империя в XV – начале XVI века установила свой контроль над торговлей в Черном и Азовском морях. На побережье турки построили крепости – Тамань, Темрюк, Ачу, Кызылташ. Их охраняли небольшие гарнизоны. Часто турки даже не осмеливались выходить за крепостные стены. Проводником политики Турции на Северном Кавказе стало Крымское ханство. Они брали торговые пошлины со всех товаров. Население платило им дань, отдавало военную добычу, с крепостей они брали налоги. Но больше всего их интересовала работорговля. Они совершали свои походы не для того, чтобы захватить земли адыгов. Им нужны были рабы.

      Крымские ханы в конце XVI века обложили черкесов регулярной данью. Платя ее, адыги избавлялись от их разорительных набегов. В XVII веке каждому взошедшему на престол хану горцы выплачивали «подарок» – выдавали 300 мальчиков и девочек, набираемых из рабов. В XVIII веке адыги отказываются от «подарка» и дани. Между ними и Крымским ханством развязывается война.

      Каботажное плавание у адыгов было развито с древних времен и продолжалось до окончания Кавказской войны. Они ходили на гребных и парусных судах. Некоторые из горцев владели целыми морскими флотилиями.

      У черкесов было еще два вида транспорта – конь и двухколесная арба. По снегу и льду они передвигались на снегоступах и ледоступах.

      Адыги служили у турецких султанов и крымских ханов. Иногда они делали успешную карьеру и достигали высоких должностей. Между ними было распространено аталычество – искусственное родство. Но их покровительство адыги принимали настолько, насколько им это было выгодно и позволяло сохранять независимость.

      Аталычество – один из самых древних обычаев у многих народов Кавказа. Он заключался в том, что ребенка (мальчика) вскоре после рождения отдавали на некоторое время в другую семью. Затем он возвращался к родителям (обычно в 8 – 13 лет).

      Адыги-аристократы отдавали детей в семьи, которые были ниже их по социальному уровню. Иногда их сыновья уходили на воспитание к другим народам, например убыхам.

      Если желающих воспитывать было несколько, то ребенок, пожив несколько лет у одного, переходил к другому. В эти годы родители не должны были видеть любимое чадо, интересоваться и заботиться о нем.

      Аталык воспитывал своего подопечного тщательно, разносторонне и сурово. Когда срок заканчивался, он снабжал своего ученика оружием, одеждой, давал ему коня. После возвращения ребенка его отец дарил аталыку щедрые подарки.

      Всю свою дальнейшую жизнь воспитанник сохранял близкие отношения с аталыком, с его семьей и родом. Они считались святыми. Он не мог вступить в брак с членом семьи своего воспитателя. Его сыновья становились ему молочными братьями.

      Кабардинские князья из Пятигорья в XVI веке для получения помощи в борьбе с турками устанавливают связи с Москвой.

      Черкешенка. 1914 г.

      Во второй половине XVIII века Россия открыла себе выход к Черному морю. Она приобрела Керчь, Еникале и другие укрепления, присоединила Крым. Турция, напротив, потеряла важные крепости Тамань и Темрюк, бывшие основой ее влияния в Северном Причерноморье.

      По договорам 1774 и 1783 годов России отошел правый берег реки Кубань. А Турции – Черкесия. По Адрианопольскому мирному договору (1820) к России перешли Закубанное и Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубань до пристани Св. Николая. Адыги не признали этого договора и с оружием в руках сражались в течение 35 лет. После окончания Кавказской войны всех местных жителей депортировали. Большинство адыгов уехали в Турцию. Часть – переселились на Кубань. По некоторым данным, родные места покинули 470 тыс., по другим – 700–900 тыс. человек.

      На черкесских землях поселились славяне, эстонцы, немцы, армяне, греки. Некоторые из шапсугских селений в начале 1870-х гг. начали возрождаться.

      Горские девушки должны были обязательно уметь шить золотом, ткать галуны, тесьму, изготавливать из серебряных и золотых нитей кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески. Их обучали этому с ранних лет. Они шили себе праздничную одежду, делали подарки для будущего жениха и его родственников – кисеты, мешочки для пуль, чехлы и шнуры для пистолетов и прочие вещи. Девушки вышивали веера, вешалки для полотенец, панно для украшения комнат, кошельки и другие предметы.

      Золотые нити привозили из Византии, Венеции, Генуи, Ирана, Турции, Крыма. Существовало три вида золотого шитья. Шитье «в прикреп по настилу» на пяльцах (аппликативное шитье), выкладка узора нашитым шнуром и шитье непосредственно по ткани типа глади. Использовали трафареты, которые делали из кожи. Секреты изготовления узоров передавались из поколения в поколение.

      На восточном побережье Черного моря адыги проживали от устья Кубани до реки Шахе. Они подразделялись на племена – жанеевцы, натухайцы, хегаки, шапсуги, абадзехи, бжедуги, хатукайцы, темиргойцы, мамхеги, махоши. По группам их делили на «аристократические» и «демократические». Первые – бжедуги, темиргойцы, хатукайцы, бесленейцы. Ими управляли князья и дворяне. Вторыми (шапсуги, натухайцы, абадзехи) – выборные старейшины. У дворян этой группы не было привилегий и прав. Большая часть адыгов занимались земледелием. Важнейшими их обычаями были гостеприимство, уважение к старшим и женщине, куначество и аталычество, кровная месть.

      Комнату гостя – хачеш – обставляли лучшим, что только есть в доме. На Кавказе существовал культ гостя. Любой путник мог постучаться в дом и попроситься на ночлег. Его не спрашивали, кто он и откуда, куда направляется и сколько пробудет. Гостеприимством не злоупотребляли. Считалось неприличным гостю оставаться в доме более чем на три дня. Ему создавали максимальный комфорт. Хозяин готов был защищать своего гостя и его имущество ценой собственной жизни. Один из путешественников замечал: «Ни один знатный путешественник не найдет в лучшей европейской гостинице того приема, который встретит здесь, под соломенной кровлей».

      Адыги, как правило, имели для гостей отдельный дом. Но часто для этого выделялась одна из комнат большого дома.

      После Октябрьской революции адыги вошли в Горскую Автономную Советскую Социалистическую республику и в Кубано-Черноморскую область.

      В январе 1922 года была создана Карачаево-Черкесская область. В июле 1922 года – Адыгейская. В 1991 году их преобразовали в Адыгейскую ССР и Карачаево-Черкесскую ССР в составе РСФСР. Сейчас – Республика Адыгея и Республика Карачаево-Черкесия.

      Адыги были прекрасными наездниками. Они ездили без шпор, управляя конем легким ударом плетки или голосом. Седло было высоким, легким, передняя лука – выше задней. Такое удобное седло и высоко поднятое стремя давали возможность всаднику сидеть в седле так, как будто он прирастал к нему. Один из европейских путешественников в начале XIX в. писал: «Самый хорошо воспитанный кавалер Европы не может сидеть на своей лошади с большей легкостью и грацией, чем эти свободные горцы». К седлу при помощи ремней прикрепляли необходимые вещи, например бурку.

      Бурку делали из войлока. Зимой она спасала от холода, осенью – от дождя, летом – от жары. При встречном ветре или снеге ее разворачивали разрезом на спину. На привалах на нее можно было лечь, укрыться ею или сделать из нее с помощью колышек палатку. В бою бурка смягчала удар шашки. В холодную ветреную погоду на папаху надевали башлык. В другое время его завязывали определенным образом на плечах.

      В украшении своего оружия адыги проявляли вкус и изящество. Оно всегда удивляло и восхищало иностранцев. Конец шашки и рукоять плети обматывались пропитанной воском тканью. При необходимости ее использовали как свечу.

      В 1922 году шапсуги на съезде провозгласили Шапсугскую Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР. Но дальше этого дело не пошло. В 1924 году образовался Шапсугский национальный район. В 1945 году его переименовали в Лазаревский.

      Одежду для всей семьи изготавливали женщины. Они выделывали сукно из овечьей шерсти, из пуха и козы. Шерсть обрабатывали на гребнях или чесалках-цыпах. Нить пряли на веретене. Из сукна шили черкески, мужские шальвары и другие вещи. Из войлока – бурки, обувь и войлочные шляпы.

      Делали при помощи деревянных дощечек тесьму и галуны. Плели шнуры. Ими украшали черкески, использовали для пистолетов и часов. Шерстяным или шелковым шнуром обшивали подол, борта и ворот черкески, из него же делали пуговки-узелки для застегивания мужской одежды. Золотым и серебряным галуном обшивали края женской одежды, обрабатывали швы. Адыгские женщины и девушки славились своим мастерством. Один из современников писал, что «скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукою. Серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление».

      Источник:

      litportal.ru

Круглякова М. Сочи. Черноморская Ривьера России в городе Саратов

В данном каталоге вы можете найти Круглякова М. Сочи. Черноморская Ривьера России по доступной цене, сравнить цены, а также найти похожие предложения в категории Книги. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка производится в любой населённый пункт РФ, например: Саратов, Тула, Новокузнецк.