Каталог книг

Отсутствует Здоровье школьника № 5 2015

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Медицина

Описание

«Здоровье школьника» – журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. На страницах издания постоянно публикуются практические материалы, которые можно использовать для организации внеклассной работы: оригинальные подарки своими руками, мастер-классы по моделированию, кулинарии, игры и головоломки, развивающие грамотность; комплексы упражнений, а также консультации и советы врачей, психологов и педагогов. Журнал ориентирован на родителей детей дошкольного и школьного возраста. Читайте в номере: Тема номера: Со мной никто не дружит • Дошколятам о Победе • Как учились в войну: реальные истории • Правильные привычки • Трудный возраст: О чём они мечтают? и многое другое

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Отсутствует Здоровье школьника № 6 2015 Отсутствует Здоровье школьника № 6 2015 138.06 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Здоровье школьника № 2 2015 Отсутствует Здоровье школьника № 2 2015 138.06 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Здоровье школьника № 1 2015 Отсутствует Здоровье школьника № 1 2015 138.06 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Здоровье школьника № 5 2015 Отсутствует Здоровье школьника № 5 2015 138.06 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Здоровье школьника № 9 2014 Отсутствует Здоровье школьника № 9 2014 138.06 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Здоровье школьника № 8 2014 Отсутствует Здоровье школьника № 8 2014 138.06 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Здоровье школьника № 4 2015 Отсутствует Здоровье школьника № 4 2015 138.06 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Здоровье школьника № 5 2015 скачать бесплатно, читать онлайн

Здоровье школьника № 5 2015 О книге "Здоровье школьника № 5 2015"

«Здоровье школьника» – журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. На страницах издания постоянно публикуются практические материалы, которые можно использовать для организации внеклассной работы: оригинальные подарки своими руками, мастер-классы по моделированию, кулинарии, игры и головоломки, развивающие грамотность; комплексы упражнений, а также консультации и советы врачей, психологов и педагогов. Журнал ориентирован на родителей детей дошкольного и школьного возраста. Читайте в номере: Тема номера: Со мной никто не дружит • Дошколятам о Победе • Как учились в войну: реальные истории • Правильные привычки • Трудный возраст: О чём они мечтают? и многое другое

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Здоровье школьника № 5 2015" бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Скачать книгу Отзывы читателей Подборки книг

Новогодние и рождественские книги

Сложное искусство гейши

Романы про принцесс

Похожие книги

Комаровский Евгений Олегович

Неумывакин Иван Павлович, Неумывакина Людмила Степановна

Неумывакин Иван Павлович, Хрусталев Владимир Николаевич

Источник:

avidreaders.ru

Состояние здоровья современных школьников, Контент-платформа

Состояние здоровья современных школьников

Состояние здоровья современных школьников

По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:

- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;

- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;

- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;

- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов;

- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.

Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.

В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне.

По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:

- снижение их физической активности;

- стрессовую педагогическую тактику;

- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- преждевременное начало дошкольного систематического обучения;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- ухудшение качества питания;

Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, ориентацией системы образования на «среднего ученика» и, во-вторых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к развитию личности ребенка, а также формой передачи этих знаний, основанной на информационно-вербальной деятельности учащихся. Уроки строятся на закрепощённо-обездвиженной основе. Кроме того, в погоне за неоправданным усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т. д. Нет надлежащего медико-физиологического сопровождения учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка.

К сожалению, в школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что уменьшает и без того слабую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта: футболу, баскетболу, гандболу, волейболу, не уделяется должное внимание спортивной гимнастике, акробатике. Редкими стали в школе спортивные праздники, Дни здоровья и т. д. Ухудшилось медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Недостаточно эффективной в отношении сохранения здоровья учащихся остается работа врача, школьного психолога и психологической службы в целом. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.

Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегающих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев - на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.

Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны с 2004 по 2009 годы.

общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентов; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.

Из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье;

две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;

лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых.

Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3 процента. В настоящее время здоровыми признаны чуть более 20 процентов российских школьников. Такие данные привела во вторник на заседании Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике глава . По словам Голиковой, две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Среди российских школьников лишь 21,4 процента имеют первую группу здоровья, в то же время у 21 процента выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7 процентов). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, возросла по сравнению с концом 90-х с 21,2 до 41,4 процента.

Одной из причин наблюдаемой тенденции, по оценкам министерства, является интенсификация учебного процесса. Так, первая группа здоровья определена у 17,3 процента детей дошкольного возраста, однако к концу 1-го класса процент здоровых детей снижается до 4,3. Особенно высока распространенность функциональных нарушений среди детей, приступивших к обучению в возрасте до 6,5 лет.

Татьяна Голикова отметила также высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков. В частности, задержка полового созревания выявлена более чем у 30 процентов российских юношей.

В целях сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения с 2011 года в России начнется проведение углубленной диспансеризации детей подросткового возраста. Как отмечается на сайте министерства, целью обследований станет оценка репродуктивной функции подростков. В рамках диспансеризации планируется осмотреть 2 603 тысячи подростков (1 272 тысячи девочек и 1 331 мальчиков). По предварительным расчетам министерства, в течение 2011 – 2015 годов затраты на диспансеризацию составят 4,9 миллиарда рублей. Сегодня, по данным Минздравсоцразвития, отклонения в состоянии здоровья наблюдаются у двух третей российских школьников. «Из 16,3 млн детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья, — сказала Голикова. — Среди 13,62 млн детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% — хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания». Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно хуже, чем среди их сверстников конца прошлого века, — абсолютно здоровых детей всего 4,3% против 8,7% в конце 90-х годов. Детское и подростковое употребление алкоголя и табака увеличивается. «Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции, — признала Голикова. — Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания». Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3% за последние 10 лет.

Обзоры сервисов Pandia.ru

как восстановить и сохранить здоровье

  • Гимнастика – путь к здоровью! - устраняет остаточные явления сна, заряжает бодростью

  • Витамины - они поддерживают наше здоровье зимой

    Проекты по теме:

    Домашний очаг Справочная информация Общество Образование и наука Бизнес и финансы Досуг Технологии Инфраструктура Товары

    Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

    Источник:

    pandia.ru

  • Здоровье школьника - 5 2015

    Здоровье школьника № 5 2015

    «Здоровье школьника» – журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. На страницах издания постоянно публикуются практические материалы, которые можно использовать для организации внеклассной работы: оригинальные подарки своими руками, мастер-классы по моделированию, кулинарии, игры и головоломки, развивающие грамотность; комплексы упражнений, а также консультации и советы врачей, психологов и педагогов.

    Журнал ориентирован на родителей детей дошкольного и школьного возраста. Читайте в номере: Тема номера: Со мной никто не дружит • Дошколятам о Победе • Как учились в войну: реальные истории • Правильные привычки • Трудный возраст: О чём они мечтают? и многое другое.

    Советуем Вам скачать фрагмент для ознакомления книги «Здоровье школьника № 5 2015» автора Отсутствует в электронном виде в форматах FB2 или TXT. Также есть возможность скачать данную книгу в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги). Предлагаем выбирать для скачивания формат FB2 или TXT, которые в настоящее время поддерживаются практически каждым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными компьютерами. Данная книга была издана в 2015 году в серии «Журнал «Здоровье школьника» 2015».

    Сохранить страничку в социалках/поделиться ссылкой:

    Журнал «Знание – сила» №06/2015

    Журнал «Знание – сила», основанный в 1926 году, – известное научно-популярное издание, публикующее материалы о достижениях в различных отраслях знаний – физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии. Кредо журнала в последние 50 лет – серьезный…

    Налоговые споры. Журнал о налоговой безопасности и снижении рисков. №06/2015

    «Налоговые споры» – ежемесячный журнал для специалистов по налогообложению, главных бухгалтеров, финансистов, юристов. Ключевое направление журнала – обеспечение налоговой безопасности путем оценки и снижения налоговых рисков. Журнал поможет вам быть в курсе последних изменений в налоговом законо…

    Журнал «Знание – сила» №08/2015

    Журнал «Знание – сила», основанный в 1926 году, – известное научно-популярное издание, публикующее материалы о достижениях в различных отраслях знаний – физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии. Кредо журнала в последние 50 лет – серьезный…

    Журнал «Тест-Драйв» №24/2015

    «Тест-Драйв» – это современный журнал большого формата, с новым взглядом на автомобильную тему. Главное преимущество издания – большое количество тестов, а также гаджеты, светская хроника, путешествия, интервью и многое другое. …

    Налоговые споры. Журнал о налоговой безопасности и снижении рисков. №03/2015

    «Налоговые споры» – ежемесячный журнал для специалистов по налогообложению, главных бухгалтеров, финансистов, юристов. Ключевое направление журнала – обеспечение налоговой безопасности путем оценки и снижения налоговых рисков. Журнал поможет вам быть в курсе последних изменений в налоговом законо…

    АиФ. Про здоровье 04-2015

    «АиФ Про Здоровье» – красивое глянцевое издание о здоровье и здоровом образе жизни женщины – непременных условиях женской красоты, счастья и семейного благополучия. «АиФ Про здоровье»? Все очень просто. «АиФ Про Здоровье» первый, кто пишет о здоровье интересно – это значит легко и познавательно, ра…

    Здоровье школьника № 12 2014

    «Здоровье школьника» – журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. На страницах издания постоянно публикуются практические материалы, которые можно использовать для…

    АиФ. Про здоровье 11-2015

    «АиФ Про Здоровье» – красивое глянцевое издание о здоровье и здоровом образе жизни женщины – непременных условиях женской красоты, счастья и семейного благополучия. «АиФ Про здоровье»? Все очень просто. «АиФ Про Здоровье» первый, кто пишет о здоровье интересно – это значит легко и познавательно, ра…

    Горизонты культуры №1 (45) 2015

    «Горизонты Культуры» – ежеквартальное издание, освещающее культурную жизнь и рассказывающее о туризме в Московской области. На страницах журнала приводится подробная афиша мероприятий, информация о знаменитых достопримечательностях и исторических местах региона, публикуются новости из сферы культ…

    Журнал «Лиза. Гороскоп» №01/2015

    Все в жизни не случайно. События, происходящие в нашей жизни, связывает незримая прочная нить. Научиться крепко держать ее в руках – значит, стать хозяином своей Судьбы. Журнал «Лиза Гороскоп» для тех, кто мечтает обрести мудрость: не сожалеть о прошлом, уверенно чувствовать себя в настоящем и влад…

    Здоровье школьника № 9 2014

    «Здоровье школьника» – журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. На страницах издания постоянно публикуются практические материалы, которые можно использовать для…

    Журнал «Лиза. Гороскоп» №10/2015

    Все в жизни не случайно. События, происходящие в нашей жизни, связывает незримая прочная нить. Научиться крепко держать ее в руках – значит, стать хозяином своей Судьбы. Журнал «Лиза Гороскоп» для тех, кто мечтает обрести мудрость: не сожалеть о прошлом, уверенно чувствовать себя в настоящем и влад…

    Классный журнал №45/2015

    «Классный журнал» – современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста. Издается на протяжении 10 лет и является одним из популярнейших детских еженедельников России. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей: от мультиков, комп…

    Классный журнал №33/2015

    «Классный журнал» – современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста. Издается на протяжении 10 лет и является одним из популярнейших детских еженедельников России. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей: от мультиков, комп…

    Источник:

    bookash.pro

    Здоровьесберегающие технологии

    / Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьесберегающие технологии в школе

    Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

    По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

    Стрессовая педагогическая тактика;

    Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

    Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

    Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

    Провалы в существующей системе физического воспитания;

    Интенсификация учебного процесса;

    Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

    Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

    Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

    Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

    Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

    Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

    Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

    Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.

    Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

    Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

    Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни

    Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

    По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

    «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

    условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

    соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

    необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

    - Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    - Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

    - Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

    - Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

    Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

    В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

    Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

    Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

    • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

    • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

    1. Непрерывность и преемственность— работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

    2. Субъект-субъектные взаимоотношения— учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

    3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

    4. Комплексный, междисциплинарный подход— единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

    5. Успех порождает успех— акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

    6. Активность— активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

    7. Ответственность за свое здоровье— у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

    Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

    технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

    технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

    разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

    Технологии, обеспечивающие гигиеническиоптимальные условия образовательного процесса

    От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

    Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

    Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

    Обстановка и гигиенические условия в классе

    Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

    Количество видов учебной деятельности

    Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

    Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

    Количество видов преподавания

    Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

    Чередование видов преподавания

    Наличие и место методов, способствующих активизации

    Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

    Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

    Место и длительность применения ТСО

    Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

    Поза учащегося, чередование позы

    Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

    Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

    Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

    Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

    Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:

    стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

    Психологический климат на уроке

    Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт

    — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

    Эмоциональные разрядки на уроке

    Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

    Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

    Момент наступления утомления и снижения учебной активности

    Темп окончания урока

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

    Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

    Правило 1. Правильная организация урока

    Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

    показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

    проявлением и тренировкой познавательной активности;

    показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

    Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

    Организация урока должна обязательно включать три этапа:

    - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

    - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

    -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

    Правило 2. Использование каналов восприятия

    Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

    - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

    - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

    - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

    На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

    Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

    Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

    Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

    Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

    При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

    Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

    5-25-я минута — 80%;

    25-35-я минута — 60-40%;

    35—40-я минута — 10%.

    Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

    Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

    Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

    1-й этап. Врабатывание

    Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

    Максимальное снижение на 15-й мин.

    Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

    3-й этап. Конечный порыв

    Небольшое повышение работоспособности

    Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

    Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

    Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

    Снятие эмоционального напряжения

    Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

    На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

    Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

    Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

    Создание благоприятного психологического климата на уроке

    Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

    Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

    Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

    К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

    Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

    По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

    Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

    Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

    Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

    Так, на уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

    Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

    Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

    Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

    Источник:

    studfiles.net

    Отсутствует Здоровье школьника № 5 2015 в городе Астрахань

    В данном интернет каталоге вы имеете возможность найти Отсутствует Здоровье школьника № 5 2015 по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть иные предложения в группе товаров Медицина. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой населённый пункт России, например: Астрахань, Санкт-Петербург, Курск.