Каталог книг

Маяковский В.В. Серебряный век

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Серебряный век русской поэзии – период появления новых течений, нового взгляда на жизнь человека и историю страны, время поиска иных форм художественного отображения мира. В этот сборник вошли произведения 13 выдающихся поэтов Серебряного века, стихотворения, ставшие знаковыми для их творчества и положившие начало новым литературным течениям. Строфы представителей русского символизма К. Бальмонта и А. Блока, пассажи акмеистов Н. Гумилева и О. Мандельштама, яркие рифмы футуристов И. Северянина и В. Маяковского, нежная новокрестьянская лирика С. Есенина составляют неотъемлемую часть русской поэзии, богатое наследие своего времени.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Бунин, Маяковский, Анненский. Серебряный век русской поэзии (1234) Бунин, Маяковский, Анненский. Серебряный век русской поэзии (1234) 1616 р. ozon.ru В магазин >>
Майка классическая Printio В.в. маяковский Майка классическая Printio В.в. маяковский 646 р. printio.ru В магазин >>
Майка классическая Printio В.в. маяковский Майка классическая Printio В.в. маяковский 646 р. printio.ru В магазин >>
Сумка Printio В.в. маяковский Сумка Printio В.в. маяковский 461 р. printio.ru В магазин >>
Лонгслив Printio В.в. маяковский Лонгслив Printio В.в. маяковский 913 р. printio.ru В магазин >>
Маяковский В. В.В. Маяковский. Стихи и поэмы Маяковский В. В.В. Маяковский. Стихи и поэмы 84 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Маяковский В.В., Ахматова А.А., Бальмонт К.Д., Цветаева М.И. и др. Серебряный век Маяковский В.В., Ахматова А.А., Бальмонт К.Д., Цветаева М.И. и др. Серебряный век 255 р. book24.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Маяковский В.В. Серебряный век

Маяковский

Нате! Через ___ отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш _________ жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - _________ слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах _______ где-то ____________, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас ______ густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Владимир Маяковский.

Поэзия Серебряного века

«Темы поэзии Серебряного века» - Пейзаж в лирике Брюсова. Футуризм. Муза Гумилева. Любимые сюжеты. Н. С . Гумилев. Ритм брюсовского стиха. Символизм в мире. Ключевые категории акмеизма. Романтические цветы. И всем богам я посвящаю стих. Поэтика акмеизма. Чужое небо. Задачи футуристов. Особенности поэзии серебряного века. Путь конквистадоров. Символизм в поэзии. Футуризм в поэзии. Символизм. Символизм в живописи. Философская основа символизма.

«Антология поэзии Серебряного века» - Владимир Маяковский. Пленник. Крестьянская поэзия. Игорь Северянин. Поэты-символисты. Символисты. Футуристы. Имажинисты. Сергей Есенин. Иннокентий Анненский. Обэриу. Александр Блок. Шершеневич Вадим. Листва. Основные принципы акмеизма. Владислав Ходасевич. Константин Константинович Случевский. Даниил Хармс. Осип Мандельштам. Центрифуга. Николай Гумилёв. Предвестники. Акмеисты.

«Характеристика поэзии Серебряного века» - Подвиг сердца женского, тень мужского зла, солнца блеск вселенского. Символизм. Русский «серебряный век» неповторим. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности». Смятение и борьба. Что же такое Серебряный век русской поэзии. Цели урока. Поэзия. Писатели, не входившие в литературные группировки. Сам термин восходит к античной литературе. Акмеизм. Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь.

«Стихотворения поэтов Серебряного века» - Сероглазый король. Северянин Игорь. Стихотворения З. Гиппиус. Анненский Иннокентий Федорович. Футуризм. Брюсов Валерий Яковлевич. Путь конквистадоров. Стихотворение. Проанализируйте стихотворение «Жираф». Отношение к Родине. Романтическая эстетизация Северянина. Строки. Постановление ЦК ВКП(б). Ахматова. Самовитое слово Хлебникова. Изысканность русской медлительной речи. Ахматова и Гумилев. Опережающее задание.

«Поэзия Серебряного века» - Электронные образовательные ресурсы. Модернизм. Серебряный век русской поэзии. Особенности литературных направлений. Цель творчества поэтов-модернистов. Экзистенциализм. Акмеизм. Серебряный век. Образное выражение. Александр Блок. Минули десятилетия. Отношение к слову. Символизм. Футуризм. Отношение к предшествующим культурам.

«Русские поэты Серебряного века» - Ахматова. Велимир Хлебников. Творческое задание «Три шкатулки». Футуристы. Представление гостей. Образы направлений. Символисты. Дмитрий Мережковский. Василий Каменский. Николай Гумилёв. Марина Цветаева. Владимир Нарбут. Поэзия серебряного века. Любимое стихотворение. Маяковский. Анна Ахматова. Творческое задание «Единое целое». Анализ стихотворения. Александр Блок. Серебряная пристань. Михаил Кузмин.

Источник:

5literatura.net

Владимир Маяковский: «Серебряный век» русской поэзии Маяковский Владимир Владимирович

Маяковский В.В. Серебряный век

Дата добавления: 17.06.2012

Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

Вместе с Хлебниковым в группу «Гилея» входил понятия «социалистический реализм».

Маяковский Пафос художественного новаторства, под знаком которого началась творческая деятельность Маяковского, был обусловлен идеей создания нового, революционного искусства, которое отвечало бы потребностям революционной действительности. Эта идея внутренне уже противостояла футуристическим декларациям, отрицавшим, как писал Б. Лившиц в программной статье к сборнику «Дохлая луна» (1913), «всякую координацию нашей поэзии с миром», и выводила Маяковского за пределы общественной программы и эстетики футуризма, в школе которого он начал свою литературную работу. Тождество понятий революционного дела и поэтического творчества возникло в сознании Маяковского очень рано - еще в 1905-1906 гг., когда он впервые в своей пропагандистской революционной деятельности познакомился с социалистической поэзией. писал в автобиографии о впечатлении, которое на него произвели революционные стихи, привезенные из Москвы сестрой: «Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове».

С современной символистской поэзией Маяковский познакомился в одиночке Бутырской тюрьмы. Стихи поэтов-символистов привлекли внимание Маяковского новым звучанием, напевностью, оригинальностью образов, обостренной метафоризацией, но абстрактность, удаленность тематики от жизни, мистическое ощущение мира и отношение к человеку как к игрушке непостигаемых запредельных сил - все это было чуждо ему. Чужда была и эстетическая концепция символистов, в которой искусство не вступало в реальные отношения с действительностью. За месяцы, проведенные в тюрьме (Маяковский уже в ранний период творчества в сознании Маяковского понятие нового искусства было связано с понятием искусства социалистического.

его эстетических взглядах. Формалистические представления футуристов о сущности искусства, независимости его формы от содержания, эксцентризм их теорий оказали влияние на эстетические выступления Маяковского и на его художественную практику 1912-1913 гг.

Стремление показать новые явления жизни так, как они не были представлены в искусстве прошлого, приняло в ранних произведениях Маяковского формалистический оттенок. Его стихи часто несли на себе печать подчеркнутого эксцентризма. Существенное в явлении оставалось за пределами его внимания, поэт искал в явлении необычное. Поэтому так осложнены поэтические образы ранних произведений Маяковского. Поэт экспериментирует и над словом, и над ритмическими формами. Для поэтического стиля Маяковского той поры характерны сложные рифмы, диссонансы. В его стихах господствует силлабо-тоническая канва, но в некоторых уже складываются формы новой тонической системы (четырех- и трехударного строя), которая будет определяющей в поэзии зрелого Маяковского.

Работая вместе с футуристами, Маяковский очень скоро начинает чувствовать, что «рог футуризма» зовет в путь, далекий от борьбы за создание «революционного искусства». Творчество поэта все более расходится с идейными и формальными установками футуристического искусства, хотя в эстетических декларациях он не сразу освобождается от футуристической фразеологии. Однако и явно футуристические идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников. «Самовитое» слово, разрывающее связи с реальностью, было Маяковскому чуждо. В статьях, формально посвященных обоснованию футуристического искусства, он решительно расходился с теоретиками футуризма, говоря о слове как явлении, обусловленном действительностью, нужном, а не бесполезном для живой реальности. Как соавтор футуристических манифестов, он утверждал, что «слово рождает идею», но, вступая в явное противоречие с этим тезисом, заявлял о необходимости исследования «взаимоотношений искусства и жизни», т.е. утверждал идейно-социальную функцию художественного творчества.

у Бурлюка, Лившица, Каменского, смысл. В статье «Два Чехова» (1914) он высказывает убеждение, что художественная ценность слова - в степени соответствия предмету, действительности, «взаимоотношениям вещей». Такое понимание отношений художественной и общественной функций слова легло в основу языкового новаторства Маяковского, внутренне отличного от словесных опытов Хлебникова и Крученых. Уже в ранних стихах поэта слово идейно насыщено, активно, выражает страстное лирическое чувство художника-протестанта, борца, неприятие им всего строя старого мира и устремленность к идеалам социально справедливого будущего. Отбор слова в поэзии Маяковского определяется темой, слово следует за явлением, а не явление - за словом. В отличие от формалистических словесных конструкций Хлебникова, неологизмы (языковое новшество, новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке) Маяковского открывают такие оттенки значений, которые помогают уловить новые явления жизни. Так, уже в 1910-е годы определялось общее направление художественных исканий Маяковского. Иной смысл, чем в поэзии Хлебникова и Бурлюка, приобретает и антиэстетизм Маяковского. Поэт стремился показать неприкрашенную правду жизни, назвать «грубые имена грубых вещей» окружающей действительности со всеми ее обнаженными противоречиями. В этой связи понятна борьба поэта с эстетством акмеистической поэзии, принявшей «гармонию» мира.

«выразить современность». Как писал В.О. Перцов, «своеобразие положения Маяковского в литературе тех лет заключалось в том, что его творчество по своей социальной устремленности было направлено не только против тех, с кем он находился в состоянии открытой войны, но и против тех, с кем он выступал, кто его непосредственно окружал и поддерживал».

Первые публичные выступления Маяковского состоялись в Петербурге в ноябре 1912 г., в декабре того же года в Москве вышел сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором были опубликованы его стихотворения «Ночь» и «Утро». В манифесте, которым открывался сборник, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников обосновывали эстетическую концепцию футуризма, заявляя о ниспровержении всех литературных авторитетов («Только мы -лицо нашего Времени. Прошлое тесно. »); в программном разделе манифеста «приказывалось чтить право поэтов» на словоновшество и «непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку». В сборнике кроме стихов Маяковского были опубликованы стихи Бурлюка и Крученых.

Почти половину поэтической части сборника составили произведения Хлебникова (пьеса «Девий бог», поэма «И и Э», числовая таблица исторических судеб).

Маяковский опубликовал около 30 стихотворений. Это были в основном произведения экспериментальные, отразившие поиски своего поэтического стиля.

. В 1908 г. он учился в Строгановском художественно-промышленном училище, а в 1910 г. - в Школе живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с деятелями «новых» живописных течений. В первых стихах Маяковского, напечатанных в «Пощечине общественному вкусу», «Садке судей», «Дохлой луне» и в других футуристических изданиях, в системе поэтических образов, характерных урбанистических пейзажах ощутимы влияния элементов живописного кубизма:

тянет из пасти трамвая,

Вывески разинули испуг.

В стихотворении «Ночь» ночной городской пейзаж изображается в смене цветовых эпитетов и метафор:

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

Эти образы, основанные на зрительных представлениях, субъективных и заостренных, непосредственно восходят к приемам кубистической живописи того времени. Недаром

К. Малевич назвал стихотворение Маяковского «Из улицы в улицу» опытом «стихотворного кубизма». Но очень скоро решительно отказывается от построений образов в «стиле кубизма» и советует художникам «идти от жизни, а не от картин» («Без белых флагов»).

Социальная тематика вытесняет самоцельные урбанистические пейзажи. Содержательное слово Маяковского не могло войти в систему и подчиниться принципам кубистического стиля. Однако элементы таких поэтических конструкций даже в этих его стихах, включаясь в систему социальной лирики, приобретали функцию, отличную от той, какую они имели в футуристической поэзии, ориентированной на живописно-кубистические стилевые приемы.

Урбанизм - отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом.

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения - зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема - социальная. Город для поэта - ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей - «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»).

чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.

Тема искусства в творчестве Маяковского приобрела иную, чем в футуристической поэзии, трактовку. Слово в поэзии Маяковского выражало идею отрицания существующего миропорядка, не было абстрактным «источником идеи».

«Это время, - писал Маяковский Владимир не заслоняло, а скорее подчеркивало напряженность социального пафоса трагедии. Лейтмотивом (термин для обозначения доминанты произведения или даже творчества писателя в целом) трагедии стала одна из самых существенных тем ранней лирики Маяковского - тема страдания человека в аду капиталистического города и трагической скорби одинокого поэта за судьбы людей. Сердце поэта, разрываясь от великой боли, превращается в «окровавленный лоскут». Это трагическое чувство реализуется в метафоре:

оставляя за клоком клок.

Как и в стихотворениях «А все-таки», «Нате!», в стихах цикла «Я», в трагедии «Владимир Маяковский» обозначилось то противопоставление понятий человеческого и капиталистического, которое станет основным идейным и композиционным принципом построения многих произведений поэта до революции. В собственническом мире оказываются извращенными все человеческие понятия и чувства, все превращено в «вещь», которую можно продать и купить, но в трагедии «Владимир » это противопоставление человеческого и собственнического ограничено ситуацией трагического противостояния одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема искусства, поэта и толпы уже сопрягается в трагедии с темой ответственности художника перед историей и человеком за все, что происходит на земле, с темой революции. Поэт - герой трагедии - заявляет о прямой связи своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем людей:

Мысль Маяковского о том, что искусство должно быть защитником обездоленных, а поэт - рупором их страданий, воплощена в сюжете трагедии, в ее поэтических образах (женщина со слезинкой, женщина со слезой, человек без головы и др.).

нависает призрак «криворотого мятежа».

По жанру « Маяковский» не пьеса, а монологическая лирико-философская поэма.

образе человека без ноги, без глаза). В фантастических образах Маяковского отразились социальные тенденции его творчества - неприятие окружающего мира, протест против «вещных» отношений, калечащих людей.

» была поставлена в декабре 1913 г. в театре «Луна-парк» в Петербурге. Заглавную роль исполнял сам Маяковский. Демократические круги русской интеллигенции одобрительно отозвались о пьесе, ею заинтересовался А. Блок. Символистская же критика отнеслась к ней отрицательно, футуристы остались недовольны пьесой, отметив, что Маяковский С этого момента литературные спутники Маяковского - футуристы все более критически относятся к усиливающейся социально-политической направленности его творчества.

публицистические статьи о новых задачах искусства, резко отрицательно относится к шовинистическим, милитаристским мотивам буржуазной поэзии («Не бабочки, а Александр Македонский»), требует отражения в искусстве чувств и мыслей демократических масс, призывает «сказать о войне» правду. «Чтобы сказать о войне, - решил тогда поэт, - надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности» («Я сам»).

Непримиримо-отрицательное отношение Маяковского к войне как к народному бедствию выразилось в его стихах «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер». По-новому звучит теперь в стихах Маяковского и тема человека, поэта, искусства («Я и Наполеон», «Вам, которые в тылу!»). Предельным выражением общественного и нравственного уродства буржуазного мира предстает в сознании поэта война-бойня. Об изменениях, происходящих в социальных и эстетических взглядах поэта, свидетельствует гневный стихотворный памфлет «Вам!» (1915). Тема отношений поэта и буржуазно-мещанского общества разрабатывается в нем в формах резко заостренного социального обличения:

вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика.

Если б он, приведенный на убой,

вдруг увидел, израненный,

как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина! <. >

Трагический пафос ранних стихов сменяется в памфлете неслыханной резкостью обличения. Вызов Маяковского буржуазному миру стал активным антивоенным, антибуржуазным протестом, призывом к демократической массе не отдавать жизнь в угоду тем, кто наживается на народном горе. Эти изменения в социальных и эстетических взглядах поэта были связаны с изменениями в общественной психологии самих демократических масс страны - с развитием революционного движения в тылу и на фронте.

Программным произведением дооктябрьского творчества Маяковского (так считал он сам) стала лирическая поэма «Облако в штанах» (1915). Говоря о замысле поэмы, Маяковский в автобиографии писал: «Начало 14-го года. Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах».

«тетраптих» (т.е. композиция из четырех частей).

В предисловии к изданию 1918 г., в котором был восстановлен полный текст поэмы, Маяковский

действительностью находит разрешение в призыве к активной борьбе.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

грядет шестнадцатый год.

писал в автобиографии о настроении, в котором создавалась поэма: «Выкрепло сознание близкой революции». А в статье «О разных Маяковских», написанной в 1915 г., он назвал поэму произведением, готовящим массы к восстанию. В поэме народ предстает уже как реальная сила, противостоящая миру «сытых».

Тематически «Облако в штанах» - поэма о любви поэта, о правде человеческих отношений, которая сталкивается с ложью социальных и нравственных законов общества. Но любовная драма лишь частное выражение общего социального конфликта. Снова проходит в поэме мотив страданий человека в капиталистическом мире, ответственности за них поэта, но звучит он по-иному, чем в трагедии « ». В единстве с людьми поэт осознает ту силу, которая позволяет ему принять вызов буржуазно-мещанского мира. Люди должны не просить, а требовать счастья здесь, на земле, сегодня. Недаром поэма начинается с радостных, полных веры в человека строк:

и старческой нежности нет в ней!

Маяковский в мир нового человека звучит как призыв к революционной активности. Причем, в отличие от

В. Брюсова, А. Блока, Маяковский говорит не только о предчувствии революционной бури, но и о себе, поэте, как о «предтече» и участнике ее. В таком революционном ключе даны все четыре «крика» поэмы. Пейзажные образы, лирические отступления в этом контексте тоже подчеркивают идею необходимой активности человека:

Выньте, гулящие, руки из брюк -

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук -

Новые черты приобретает в поэзии Маяковского образ лирического героя. Это обобщенный образ бунтаря, протестанта. В облике его синтезируются черты и героя поэмы - поэта, и всех простых людей мира, от имени которых он выступает. В таком единстве развиваются лирическая и эпическая темы поэмы, складывается соотношение лирического и эпического начал.

растленности, оскорбительно-обнаженной несправедливости. Однако тема любви, звучащая на пафосе романтического протеста, приобретает в поэзии Маяковского тех лет трагическую окраску. Любовная драма героя, переживающего разлуку с любимой, которая становится в мире собственников «вещью», обрамляется и в «Облаке в штанах», и во «Флейте-позвоночнике» картинами мрачного городского пейзажа (образ ночи, «черной как Азеф», города, где «всех пешеходов морда дождя обсосала», и др.). Для выражения трагедии любовного чувства

В поэме «Облако в штанах» наиболее отчетливо выразились основные особенности творческого метода и стиля В. Маяковского. К этому времени происходят решительные изменения в эстетических взглядах поэта. Если ранее, утверждая активную функцию искусства, поэт видел источник действенности в революционности формы, то теперь он приходит к выводу, что ее источник - в идейности (статья «О разных Маяковских», «Облако в штанах»). Изменяется мотивировка поэтического новаторства. Новая форма, по мысли Маяковского, возникает в связи с новаторством социального содержания поэзии.

поэзии Маяковского. В стихах Маяковского нет полутеней и полутонов. Противопоставление высокого и низкого, прекрасного и безобразного, активного гуманизма и «старческой нежности» пассивного социального сострадания категорично и бескомпромиссно. Человек, создавший все ценности мира, прекрасен; «хозяева» жизни, которые превратили его в «вещь» и обрекли на муки и страдания, чудовищны в своей античеловечности. На таких контрастах строится образная и стилевая система Маяковского. Возвеличивая Человека, поэт прибегает к гиперболе, разоблачая «хозяев» - «повелителей всего», - доводит образ до сатирического гротеска. Рисуя мир «золотолапого микроба», он сатирически гиперболизирует пейзаж, портреты, «интерьер».

Однако мечты его о будущем и человеке будущего носят еще утопический характер. Конкретно-исторические формы революционного действия, к которому звал Маяковский

Поэма «Облако в штанах», ее социальный пафос выводили Маяковского из программных рамок футуризма. Не случайно к моменту ее написания заявил в статье «Капля дегтя» («Речь, которая будет произнесена при первом удобном случае») (1915) о крушении футуризма как поэтического течения.

были стихи Маяковского в «Новом Сатириконе».

В поэтическом отделе журнала поэт сотрудничал с 1915 г. и опубликовал в нем серию стихотворных памфлетов, направленных не только против косности мещанского быта, но и против самих основ буржуазного строя. Работа в журнале имела большое значение для Маяковского: это был опыт реализации найденных поэтических приемов в открытой социально-политической сатире, работа, рассчитанная на широкую читательскую аудиторию, выход в поэзию массового общественного резонанса. С нее начинается публицистическая и сатирическая линия в творчестве Маяковского, завершившаяся в советскую эпоху работой в сатирических журналах, в газетной сатире, в «Окнах РОСТА».

в отношении к войне. Первым из стихотворений Маяковского, опубликованных в журнале, был «Гимн судье» - выступление против буржуазной законности, буржуазного правопорядка, замаскированное формой экзотического гротеска («Но вот неизвестно зачем и откуда на Перу наперли судьи. »). Здесь же были напечатаны и военные стихи Маяковского - «Великолепные нелепости» (1915) и «Хвои» (1916), в которых нашла развитие антимилитаристская тема стихотворения «Мама и убитый немцами вечер» (1914). Своеобразно воскрешая традиции сатиры Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, используя гиперболу, гротеск, фантастику, срывал маску благополучия и благопристойности с современного буржуазного мира, вскрывал общественно-политическое содержание буржуазных правовых, нравственных, эстетических теорий.

В «Новом Сатириконе» сатиры и революционной сатиры эпохи первой русской революции. Но и в произведениях сатирически заостренных фантастическое приобретало у Маяковского особую, отличную от классической сатиры функцию: фантастика служила средством заостренно-сатирического отрицания и в то же время воплощением мечты о будущем человека и человечества. В этом смысле «сатириконские стихи» поэта были близки романтико-сатирическим произведениям молодого Горького. Фантастические разоблачительные картины в «гимнах» Маяковского строились на «ходовых», разговорных выражениях, которые развертывались в самостоятельную, реализованную в сюжетах и образах метафору, что сообщало сатирическому разоблачению предельную силу и наглядность.

Маяковский создал и одно из самых значительных своих антивоенных произведений - поэму «Война и мир» (1915-1916), которая по силе эмоционального отрицания превосходит все, что было написано об империалистической войне в русской литературе. Война изображена в поэме как всемирная трагедия, причина которой в существующем общественном строе.

В гиперболических образах поэт пишет об ужасе истребления человека человеком, о разрушении культурных и общечеловеческих понятий и ценностей.

Куда легендам о бойнях Цезарей

которая теперь была!

Как на детском лице заря

и затенцевала на падали,

балета скелетов безносая Тальони.

Этому кошмарному танцу разрушения Маяковский противопоставляет мечту о человеке, освобожденном от насилия собственничества. В строках, где говорится о времени, когда в мир придет новый человек, в призывах к борьбе за него, за мир в мире - основной пафос поэмы:

широким шествием излейтесь в двери те.

отходит от монологической формы «Владимира Маяковского» и «Облака в штанах». «Война и мир» - поэма лиро-эпическая, в ней появляется эпический герой, выражающий настроения массы.

Поэма «Человек» (1916-1917) в еще большей мере связана с горьковскими идейно-этическими принципами. С особой силой развертывается здесь критика капитализма, раскрывается трагедия человека в страшном мире буржуа. В «Человеке» как бы завершаются темы «Облака в штанах», «Флейты-позвоночник», лирических стихов Маяковского. Поэт, говоря о необъятных творческих возможностях человека («Есть ли, чего б не мог Я?!»), который есть величайшее чудо на Земле, вновь решительно противопоставляет человеческое и собственническое, сталкивает Человека с большой буквы с окружающей действительностью. Тема Человека приобретает в поэме характер огромного социального и философского обобщения. Собственность предстает угрозой Человеку, человеческому, жизни.

С первых дней Февральской революции В период между Февралем и Октябрем он четко определяет свой путь с большевиками.

В апреле 1917 г. Маяковский пишет стихотворение «Революция. Поэтохроника» - первое произведение цикла стихов, позднее изданного под этим названием. Герой «Поэтохроники» - революционный народ. Поэт приветствует свержение самодержавия, требует немедленного прекращения войны, славит устремленность революции к социалистическим преобразованиям мира:

Сегодня пересматривается миров основа. <. >

небывалой сбывается былью

Накануне Октября сочинил свое известное двустишие:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

Октябрьскую революцию поэт воспринял как осуществление своих надежд и чаяний: Октябрь был для него «хлеба нужней, воды изжажданней».

является крупнейшим мастером художественной стиховой культуры. Основа его новаторских поэтических поисков - установка на социальную значимость художественного творчества, что сразу же отграничивает его искания в области формы от футуристов.

Поэзия Маяковского была обращена к массам, демократии. Этим объяснялась специфика его поэтического словаря. Введение в поэтический язык слов «улицы», резких и грубых, для Маяковского было средством социальной критики, деэстетизации буржуазного быта. С этой эстетической задачей связано и построение стиха на основе разговорного синтаксиса, рассчитанного прежде всего на произнесение вслух, исполненного ораторского пафоса.

Построение образов на резких контрастах неприемлемого и должного, низкого и возвышенно-идеального, столь свойственное поэзии романтической, нашло выражение в особенностях ритма Маяковского. Рифмующиеся слова обычно отражают это противопоставление. Рифма подчеркивает эмоционально-оценочное отношение поэта к явлениям действительности, усиливает динамику, напряжение борьбы противостоящих сил. Экспрессивная оценка явлений и образов играет огромную роль в поэзии Маяковского. Композиция многих поэм и лирических стихотворений поэта определяется прежде всего движением чувств, мысли. Четкое эмоциональное отношение к явлению выражено в каждом поэтическом образе.

Весь окружающий поэта мир - в динамике, движении. «Вещи» его олицетворяются, начинают жить своей жизнью: и предметы городского быта, и улицы, и небо над ними, и голос поэта. Под распоротым небосводом крадется «кривая площадь», кофейня «морду в кровь разбила», идет «криворотый мятеж» и т.д. Но подобные фантастические олицетворения Маяковского не имели ничего общего с иррационализмом фантастических образов футуристов. Это было средство эмоционально усиленного отрицания и утверждения «нормы» человека и человеческого в будущем обществе.

Источник:

mayakovskiy.lit-info.ru

Маяковский В.В. Серебряный век в городе Казань

В этом интернет каталоге вы можете найти Маяковский В.В. Серебряный век по разумной цене, сравнить цены, а также найти похожие книги в категории Художественная литература. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка выполняется в любой город России, например: Казань, Киров, Красноярск.