Каталог книг

Пиросмани. Биография

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Книга известного петербургского искусствоведа Э.Д.Кузнецова подводит итог его многолетним исследованиям жизни и творчества выдающегося грузинского художника Нико Пиросманашвили, также известного по прозвищу Пиросмани. Хотя в биографии Пиросмани не всегда просто отделить легенду от факта, автор книги последовательно создает документальное жизнеописание, критически оценивая все доступные источники. Творчество Пиросмани рассмотрено в контексте городской жизни старого Тифлиса, поскольку картины художника - в основном созданные для оформления лавок и духанов - были ее порождением и органической частью. В приложении помещены избранные статьи автора, посвященные разным аспектам творчества художника. Факсимильно воспроизведен акт экспертизы, позволившей идентифицировать Пиросмани на групповой фотографии 1916 года. Книга богато иллюстрирована, снабжена аннотированным указателем имен и указателем упоминаемых произведений Пиросмани. Книга содержит иллюстрированные вклейки.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Пиросмани. Биография Пиросмани. Биография 4469 р. labirint.ru В магазин >>
У Пиросмани У Пиросмани 0 р. delivery-club.ru В магазин >>
Эраст Кузнецов Пиросмани Эраст Кузнецов Пиросмани 3329 р. ozon.ru В магазин >>
Эраст Кузнецов Пиросмани Эраст Кузнецов Пиросмани 282 р. ozon.ru В магазин >>
Кузнецов Э. Пиросмани Кузнецов Э. Пиросмани 401 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Пиросмани Пиросмани 411 р. labirint.ru В магазин >>
Пиросмани. Грузинский хор и песочная анимация 2018-07-22T18:00 Пиросмани. Грузинский хор и песочная анимация 2018-07-22T18:00 2000 р. ponominalu.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Пиросмани. Биография

Картины Пиросмани:

Рекомендуем посетить сайт

Родился Николай Асланович Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, в Восточной Грузии (Кахетия), в семье крестьян. В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани в селе Шулавери.

Его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы.

В семье Калантаровых он провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, а затем вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Здесь он учится читать по-грузински и по-русски. Несколько месяцев был обучался типографскому ремеслу. В 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работает пастухом. Первые живописные навыки получил у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и кабачков-"духанов".

В середине 1880-х годов в Тифлисе совместно с художником Гиго Зазиашвили, открывают мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманишвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов так и не получили. В 1890 году Нико поступает на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Здесь его неоднократно отчитывают за различные нарушения, а 17 января 1894 года он уходит по собственному желанию. Полученные деньги он вкладывает в молочную торговлю. Совместно с компаньоном Димитрой Алугишвили они открывают молочную лавку, для которой Нико рисует вывеску. Нико не проявлял особого интереса а к торговле, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам.

К 1900 году Пиросмани закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

В начале XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов.

Эти жестяные вывески - настоящие натюрморты с кувшинами, бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью. Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!». Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои - крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. Художник с любовью показывает будни простых крестьян в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой». Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды. Будучи непрофессионалом, Пиросмани не прибегал к сложным приемам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается странным колоритом - достаточно строгим, гармоничным, иногда даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми огнями.

Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы Кирилл и Илья Зданевичи.

Зайдя в трактир "Варяг", они были очарованы висевшими там картинами и захотели познакомиться с их автором. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок».

В 1913 году работы Пиросмани появились на московской выставке неопримитивистов "Мишень", на которой экспонировались произведения М.Ларионова, М. Шагала, Н. Гончаровой. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений. С начала 20-х годов слава Пиросмани начала расти год от года. Теперь его знают во всем мире.

Большую часть работ Пиросмани составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был весьма популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Пиросмани подмешивал пигмент в белую краску, чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона. Портреты рисует по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и потртет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные им животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Пиросмани с большим наслаждением рисовал природу, гармонизируя с ней все свои образы. Его персонажи кажутся внешне спокойными, но все они полны внутреннего драматизма, это не просто конкретные образы, а типы - дворник, повар, шарманщик, крестьянин с детьми, ортачальские красавицы. Композиции Пиросмани очень четкие и статичные. Колорит строг и сдержан. А цвета часто приобретают символическое звучание.

Из сцен крестьянского труда Пиросмани чаще всего изображал молотьбу хлеба и сбор винограда. Есть среди его картин и свадьбы, храмовые праздники.

Встречаются и композиции с философским подтекстом, знаменитая картина "Бездетный миллионер и бедная с детьми" воспринимается как притча о равенстве всех перед высшим судом. У каждого своя беда, и нужно иметь силы преодолевать обстоятельства, нужно иметь силы жить.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могли быть как частью пейзажа, так и предметом самостоятельного произведения. Эти сцены предствляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутеж трех князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. А в жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего".

Вскоре он пристрастился к алкоголю. В начала 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию.

Нико Пиросмани скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.

Серия электронных альбомов

«Жизнь и творчество великих художников»

Источник:

www.bibliotekar.ru

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Николай Асланович Пиросманашвили

Российская империя Российская империя

Нико? Пиросма?ни (груз. ???? ????????? ; настоящее имя Никола?й Асла?нович Пиросманашви?ли (Пиросманишви?ли), груз. ??????? ??????? ?? ?????????????? ; 1862, Мирзаани Тифлисская губерния, Российская империя — 5 мая 1918, Тифлис, Закавказье) — российский [1] художник-самоучка грузинского происхождения, представитель примитивизма.

Содержание

Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили [2] . В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание [3] . Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

Окружающие относились к Пиросманашвили как психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело. Во многом питательной почвой для этого были его собственные утверждения о том, что он может видеть святых, а его кисть будто бы «пишет сама». Он даже заслужил такие прозвища как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего». [4]

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.

Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеенке, снятой со столика.

Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.

Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.

Я навсегда запомнил его клеенку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение.

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья [6] и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.

В августе 1914 году после начала войны в Российской Империи был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.

Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно — общая могила для бедняков на Кукийском кладбище.

Легенды о знакомстве Пиросманашвили с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманашвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни «Миллион алых роз» [7] ), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.

Наибольшие собрания работ Пиросманашвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника [8] . Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

О жизни художника сняты фильмы, многие поэты (Павел Антокольский, Тициан Табидзе, Георгий Леонидзе и др.) посвятили ему стихи.

Проза о Пиросмани
  • Римма Канделаки «Бродил художник по городу»
  • Кузнецов Э. Д. Пиросмани. М.: Молодая гвардия, 2015. Серия «Жизнь замечательных людей» [9]
  • Посвящена глава в «Повести о жизни» К. Г. Паустовского
  • Существует пьеса с 1974 года: Вадим Коростылёв, «Пиросмани… Пиросмани… Пиросмани…» (монологи). Второе её название: «Праздник одиночества».
Стихи о Пиросмани
  • Павел Антокольский«Нико Пиросманишвили» (1935)
  • Андрей Вознесенский «Миллион алых роз»
  • Булат Окуджава«Песенка о художнике Пиросмани» (1964)
  • Ярослав Смеляков«Нико Пиросмани»
  • Тициан Табидзе«Пиросмани».
Песни о Пиросмани
  • Знаменитая песня Аллы Пугачёвой — «Миллион алых роз» на одноимённые стихи Андрея Вознесенского повествует об истории любви Пиросмани к французской актрисе Маргарите ле Севр. Мелодия была написана Раймондом Паулсом и в исполнении Пугачёвой стала суперпопулярной в СССР и ряде других стран.
  • Землячка художника, легендарная певица Тамара Гвердцители, в 2013 году воспела Нико Пиросмани в песне "Украденное сердце Нико", написанной на музыку Е. Кобылянского и слова Ю. Рыбчинского.
Фильмы о Пиросмани
  • Пиросмани (1969) Режиссёр: Георгий Шенгелая
  • Здравствуйте, все! (1980) Режиссёры: Гига Лордкипанидзе, Амиран Дарсавелидзе
  • Арабески на тему Пиросмани (1985) Режиссёр: Сергей Параджанов (короткометражный)
Арт-проекты о Пиросмани
  • Антон Кузьмин «Солнце Нико Пиросмани»
  • В репертуаре драматического театра им. Б. Е. Захавы (г. Павлоград, Украина) живёт спектакль «Пиросмани» по одноимённой пьесе Вадима Коростылёва, в постановке заслуженного деятеля искусств Украины А. А. Ревы. Премьера состоялась 12 ноября 2000 года. Главную роль исполняет ведущий актёр театра Александр Гуржий.

Девочка с шариком. 1900-е гг.

Актриса Маргарита. 1909 год.

Женщина с детьми, идущая к источнику

Источник:

ru-wiki.org

Нико Пиросмани биография

Нико Пиросмани : биография

известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма

Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.

Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Тамара Гвердцители - Нико Пиросмани (клип)

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

В той среде, в которой Пиросманашвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело. Отчасти этому способствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама». Основные эпитеты в его адрес звучали удручающе: «Семь пятниц на неделе», «Не от мира сего».

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.

Комментарии

великий испанский художник

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

итальянский художник эпохи Возрождения

американский художник, король поп-арта

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!

Copyright © 2010 People.SU All rights reserved

Использование материалов без письменного согласия авторов сайта - запрещено!

Источник:

www.people.su

Пиросманишвили (Пиросмани), Нико, подробная биография

Пиросманишвили (Пиросмани), Нико

(1862-1918) грузинский художник

Творчество талантливого грузинского живописца Нико Пиросмани стало известно широкой публике незадолго до его смерти. Однако и после этого для всех старых и новых поклонников искусства Пиросмани сам художник оставался загадочной личностью, жизнь которого не поддавалась никаким привычным объяснениям, как и его удивительное искусство. Он писал по-детски наивные и трогательные картины, которые в то же время обладали очень глубоким смыслом.

Нико Пиросмани никогда не учился живописи, он писал свои картины так, как умел. Но когда их увидели специалисты, они признали картины гениальными. Так же интуитивно Пиросмани выбрал и свой стиль, который шел от традиций национальной самобытной культуры его родины. В европейском искусстве этот стиль получил название примитивизм.

Пиросмани в основном писал то, что видел собственными глазами, но изображенный на его картинах реальный мир кажется загадочным и поэтичным. В нем есть что-то от древней магии, полной таинственной глубины и недосказанности.

Нико Пиросмани родился в кахетинском селе Мирзаани в семье бедного крестьянина Аслана Пиросманишвили, который трудился от зари до зари и никак не мог выбраться из нужды.

Надо сказать, что еще при жизни художника вокруг его имени было много легенд, которые умножились после его странной смерти. Все бумаги и записи художника пропали, да, впрочем, сам о себе он никогда и не писал. Поэтому все сведения о нем записаны со слов людей, когда-то его знавших, но они страдают неточностью, так как каждый опрошенный имел о художнике свое представление, но мало что знал о его настоящей жизни. Все, что теперь известно о Пиросмани, собрано буквально по крупицам, так же, как и его картины, которые теперь можно увидеть на самых престижных выставках.

Маленький Нико помогал семье как мог, в основном пас овец на зеленых лугах и склонах окружавших село Гамборских гор. В раннем детстве ему пришлось пережить большое несчастье. Один за другим умерли отец, мать, брат и старшая сестра, и мальчик остался один. Каким-то образом он попал в Тбилиси в дом дворян Калантаровых, где гкил на правах дальнего родственника и рос вместе с дворянскими детьми. Хотя на самом деле никаким родственником дворянам мальчик не приходился. Сохранились сведения о том, что его отец когда-то смотрел за их виноградниками, и Калантаровы не оставили мальчика, когда тот оказался сиротой.

В их доме Нико научился грузинской и русской грамоте, любил читать и рисовать. Однако чем взрослее он становился, тем больше ощущал свое зависимое положение. Очевидно, поэтому он часто уединялся, впадал в задумчивость, и знавшие его люди отмечали, что он казался им не от мира сего.

Нико пытался устроиться на работу и нанялся учеником в типографию, но через год ушел оттуда. Ему хотелось учиться рисованию, однако на это не было денег, а скоро Пиросмани и вовсе оказался на улице без гроша в кармане. Он начал рисовать вывески и, скопив немного денег, открыл мастерскую, надеясь заработать средства на учебу. Но зака-зов было так мало, что мастерскую пришлось закрыть.

Последующие четыре года Пиросмани работал тормозным кондуктором на железной дороге, но вконец подорвал здоровье, и в 1894 году ему пришлось оставить и эту работу. Он пытался заняться и торговлей, открыв на собранные друзьями деньги и на пособие от железной дороги молочную лавку. Однако Вскоре охладел к этому делу и все время проводил в тифлисских духанах, чем вызвал недовольство своего компаньона.

Разорившись окончательно, Пиросмани теперь уже пол-ностью посвятил себя живописи. У художника не было постоянного места жительства, и он в основном жил в духанах, расплачиваясь за ночлег и еду своими картинами, которые рисовал по заказам посетителей. Одно время Пиросмани приютил духанщик Бего Яксиев, который называл его своим «придворным живописцем». Он потом рассказывал, что Пиросмани с большим воодушевлением встретил известие о революции 1905 года, ходил на митинги и радовался как ребенок. Однако причина такой революционной активности художника объяснялась просто. Тот же Бего вспоминал, как Пиросмани говорил: «С этим покончено, теперь не будут дознаваться, кто я, почему здесь!»

Художник мечтал обрести полную свободу и жить так, как ему нравилось. Он отказывался от любых предложений как-то устроить свою жизнь, наняться на работу и повторял: «Кандалов надеть на себя не могу».

В те времена в Тифлисе было очень много разных увеселительных заведений. Там обычно Пиросмани и обитал. Присутствующие радостно приветствовали его появление в духанах, наперебой приглашали за свои столы, предлагали выпить вина. Художник обычно вежливо отказывался от угощения и садился в уголке за отдельный стол. Однако его и здесь не оставляли в покое. Хозяин просил Пиросмани нарисовать кого-нибудь из гостей, тогда художник открывал свой чемоданчик, вытаскивал оттуда кисти и тюбики, вешал на стене кусок черной клеенки и принимался за работу.

Пиросмани выполнил на клеенке многие свои работы, открыв для себя ее большие возможности как материала для живописи. Он также писал на жести, картоне, холсте и линолеуме, но из всех материалов предпочитал клеенку. Пиросмани заметил, что на клеенке цвета получаются гораздо чище и насыщеннее, а красочный слой прочнее. Выполненные на клеенке картины хорошо сохранились и до наших дней.

Художник работал быстро, без всяких эскизов и предварительных зарисовок. Часто его еще подгонял какой-нибудь нетерпеливый клиент. Но Пиросмани не терпел, когда ему мешали рисовать, диктуя свои условия. Тогда он бросал работу и убегал.

Кроме картин, художник рисовал и фрески, но они до наших дней не сохранились. Зато картины Пиросмани висели во многих тифлисских духанах и в бедных домах. Художник рисовал портреты посетителей духанов, часто они просили прийти к ним домой и нарисовать их домочадцев. Много рисовал он и животных в подарок детям. Пиросмани редко продавал свои картины, чаще дарил их или просил сущую мелочь на краски и материал, хотя его картины уже тогда стоили немалых денег.

Такая неустроенная жизнь, какую вел художник, конечно, отражалась на его физическом здоровье и на психике.

Но как бы то ни было, в начале XX века художник уже пользовался огромной популярностью в Тифлисе. В 1912 году

его картины увидели специалисты и были просто ошеломлены его талантом. Это случилось, когда в Гифлис из Петербурга приехали на каникулы студенты братья Илья и Кирилл Зданевичи и молодой талшггливый художник Мишель Лё-Дантю.

Молодые люди узнали, что заинтересовавшие их картины написал Нико Пиросмани, которого они вскоре нашли на Молоканской улице (теперь она носит имя Пиросмани). Художник кистью выводил надпись «Молочная». Он был в рваном черном пиджаке и мягкой фетровой шляпе, высокого роста, спокойный и независимый, но, как им показалось, с некоторой затаенной горечью в общении.

С этого времени имя Нико Пиросмани стало знаменитым. Молодые ценители искусства составили список картин художника и приобрели некоторые из них. В том же году появилась статья И. Зданевича о гениальном художнике-самоучке. Мишель Лё-Дантю сделал доклад о творчестве Пиросмани и показал две его картины. Они произвели среди московских любителей искусства настоящую сенсацию. Статья Лё-Дантю о Пиросмани была также напечатана в одной из парижских газет. Его картины были показаны на выставке в Москве, позже братья Зданевичи устроили его персональную выставку и в Тифлисе, а сам Пиросмани стал членом Общества грузинских художников. В 1916 году его пригласили на заседание Общества, в газете напечатали фотопортрет художника и репродукцию одной из его картин.

Казалось бы, признание и шумная слава должны были изменить жизнь Пиросмани. Но этого не произошло: он продолжал жить как жил раньше, находя приют в духанах или в домах своих клиентов. Иногда молодые художники передавали ему деньги, чтобы хоть как-то помочь.

Последним видел Пиросмани молодой художник Ладо Гудиашвили, который нашел его в темном чулане, под лестницей, изнуренного и неузнаваемого. Однако он все еще продолжал работать. Тогда Пиросмани и сказал ему: «В жизни бывают минуты светлые и горькие. Мне больше досталось горьких».

Скоро Пиросмани не стало. Его сосед, бедный сапожник, случайно заглянул к художнику и нашел его лежащим на полу в сыром подвале. Оказалось, что он пролежал так три дня. Сосед отправил Пиросмани в больницу, где тот вскоре и умер. Однако до сих пор неизвестна точная дата смерти Нико Пиросмани и никто не знает, где находится его могила.

Уже после смерти художника слава о нем распространилась по всему миру. Началось серьезное изучение творческого наследия Пиросмани, а его картины экспонируются на выставках рядом с произведениями других знаменитых художников. Выставки картин Пиросмани неоднократно проходили и в Москве, и многие люди с изумлением открывали для себя его удивительное искусство.

Источник:

biografiivsem.ru

Пиросмани. Биография в городе Воронеж

В нашем интернет каталоге вы можете найти Пиросмани. Биография по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть похожие предложения в категории Книги. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка товара производится в любой город РФ, например: Воронеж, Самара, Ростов-на-Дону.