Каталог книг

Славяне. Мифы и предания

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Книга Владислава Артемова - современного поэта, прозаика и публициста - позволяет окунуться в чарующий мир славянских мифов и преданий о возникновении вселенной и создании человека, в атмосферу героического эпоса и сказочной, былинной географии древних славян, "побывать" на Буян-острове и в граде Китеже, на Калинове мосте и реке Смородине. Читателям предстанут славянские боги и божки - от громовержца Перуна до дарителя тепла и плодородия Даждьбога - и удивительные персонажи демонического мира: Банник и Упырь, Леший, Нежить и Русалки, Морок и прочие. Мифы и предания, представленные Владиславом Артемовым в этом красочном издании, богато иллюстрированы произведениями живописи великих художников мира.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов 399 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Мартьянова Л. (сост.) Легенды и мифы о растениях. Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории Мартьянова Л. (сост.) Легенды и мифы о растениях. Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории 583 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Павлова Е. (ред.) Предания, сказки и мифы западных славян Павлова Е. (ред.) Предания, сказки и мифы западных славян 353 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лифшиц-Артемьева Г. (сост.) Предания, сказки и мифы западных славян Лифшиц-Артемьева Г. (сост.) Предания, сказки и мифы западных славян 353 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Белов А. Арийское прошлое земли русской. Мифы и предания древнейших времен Белов А. Арийское прошлое земли русской. Мифы и предания древнейших времен 223 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Бурыкин А., Кузьмина Е., Куканова В., Пюрбеев Г. (отв. ред.) Мифы, легенды и предания калмыков (на русском и калмыкском языках) Бурыкин А., Кузьмина Е., Куканова В., Пюрбеев Г. (отв. ред.) Мифы, легенды и предания калмыков (на русском и калмыкском языках) 741 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Мифы и легенды Мифы и легенды 140 р. book24.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Мифы древних славян

Мифы древних славян

Мифология славян представляет собой чрезвычайно интересное и познавательное явление. Несмотря на то, что в целом ряде своих проявлений она имеет схожие черты с той же античной или скандинавской мифологией, славянская система верований представляет собой вполне уникальный комплекс знаний, преданий и легенд, касающийся всех основных вопросов мироустройства.

Мифы древних славян дошли до нас уже в сильно переработанном виде. Так как в отличие от тех же древних греков, письменность у этих народов появилась уже на излете их языческой истории.

В то же время интерес представляет тот факт, что, несмотря на этническое и религиозное многообразие, славянам удалось до наших дней сохранить общие черты и представления, характерные для их далеких предков. Самым ярким примером этого является традиция сжигания чучела, символизирующая окончание зимы.

Огромный интерес представляет ранняя славянская мифология, боги в которой образовывали своеобразный пантеон, в котором можно выделить три основных уровня:

1. Высшей уровень «заселяли» те божества, от которых напрямую зависело все живое на Земле – Сварог, олицетворявший Небо, Земля и их дети – Перун, Огонь и Даждьбог;

2. На средний уровень мифы древних славян помещали тех богов, которые «отвечали» за развитие того или иного племени, а также за всю хозяйственную деятельность: Род, Чур и другие;

3. Низший уровень составляли существа, «контролировавшие» те или иные сферы окружающей среды – лешие, домовые, упыри, русалки.

Мифы древних славян основное внимание уделяли проблеме происхождения и развития мира, а также почитанию своих давно умерших и легендарных предков.

Как и у большинства других народов, у славян был бог-громовержец - Перун, который у целого ряда племен олицетворял и Небо.

Другие племена богом Неба считали Сварога, который номинально занимал наивысшее положение в иерархии.

Одним из самых почитаемых богов был брат Сварога – Велес, основной задачей которого было охранять скот и способствовать накоплению богатств в роде и племени.

Так как мифы древних славян в основной своей массе сложились, скорее всего, еще до того, как образовались славянские племена, то они не требовали введения каких-то особых культов и обрядов, не было у наших древнейших предков и развитого жреческого сословия.

На Руси первые идолы появились только под влиянием варягов и были посвящены в основном главным божествам – Перуну, Даждьбогу и Хорсу. С принятием христианства все эти истуканы были сброшены с холмов и разрушены.

Главной особенностью славянской мифологии была тесная взаимосвязь реального мира с существами низшего уровня, которые обитали повсюду, то помогая людям, то мешая им. Постоянное общение с берегинями, лешими, домовыми делало повседневную жизнь более сложной и загадочной, а все необычные явления сразу находили множество толкований. Что же касается богов среднего и высшего уровня, то здесь людям оставалось лишь внимательно прислушиваться к их желаниям, безропотно выполняя их волю. Страх перед силами природы и гневом предков был так велик, что им посвящали разнообразные праздники, некоторые из которых дошли и до наших дней.

Источник:

fb.ru

Читать онлайн Мифы и предания славян автора Артемов Владислав Владимирович - RuLit - Страница 1

Читать онлайн "Мифы и предания славян" автора Артемов Владислав Владимирович - RuLit - Страница 1

Мифы и предания славян

Мифы и предания многих индоевропейских народов были записаны в достаточно ранний исторический период и благодаря этому дошли до нас в более или менее полном виде. Из поэм Гомера, произведений других античных авторов мы можем почерпнуть интересные сведения об особенностях греческой мифологии. Скандинавские мифы отражены в древнеисландских литературных памятниках – сборнике мифологических и героических песней «Старшая Эдда». Арийская мифология сохранена в древних священных текстах Ведах, некогда передававшихся устно, а позднее записанных и в той или иной степени повлиявших на различные индийские религиозные традиции. Древнеиранские мифы известны из «Авесты» – священного писания древней религии зороастризма.

К сожалению, ни балтийская, ни славянская мифологии, сохранявшие много чрезвычайно архаических черт, восходивших непосредственно к периоду индоевропейской общности, не были в свое время записаны. Потому, реконструируя их сегодня, мы вынуждены довольствоваться отрывочными древними свидетельствами и восстановлением мотивов, сюжетов и даже целых отрывков мифологических текстов на основании сравнительного изучения данных устного народного творчества, обрядов и верований.

Альфонс Муха. Введение славянской литургии в Моравии

Аркадий Рылов. Закат

Мифы о сотворении мира

Предания о сотворении мира многочисленны и многообразны. Но главный миф, который лежит в их основе, принадлежит глубочайшей древности. Славяне представляли мир рождающимся из воды. Такое верование основывается на действительном, постепенном выходе суши из-под вод, ее покрывавших.

По языческим преданиям нашего народа, в творении видимого мира участвовали чистая и нечистая сила. Первая все творила прекрасно, а вторая – портила. Оба божества участвуют в творческой деятельности природы: темное – как представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов, и светлое – как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце.

В основе мифа лежит мысль о весеннем обновлении природы, о созидании мировой жизни из того омертвения и кажущегося небытия, в какое погружает ее зима. Та же мысль кроется и в славянских преданиях. В начале весны пробужденный Перун выезжает на огненной колеснице, во всем своем грозном величии, на великое дело творчества – разит громовыми стрелами толпы демонов и, рассыпая плодотворное семя дождя, засевает землю разными злаками.

Вместе с этим он выводит из-за густых туч и туманов небесные светила и как бы создает их из тех самоцветных каменьев, которые до сего времени были сокрыты демонами зимы и мрака на дне воздушного, облачного океана.

Выводя яркое, вешнее солнце, он творит белый свет, т. е. по основному смыслу этого выражения – дает миру ясные дни, а по смыслу более широкому – созидает вселенную.

Солнечные лучи топят льды и снега, претворяя их мертвые массы в шумные, многоводные потоки, и только тогда начинается земная жизнь со всей ее роскошью и разнообразием, когда выступит наконец земля из-под вод весеннего разлива и будет овеяна южными ветрами.

Именно отсюда возник миф, что земля рождается из воды и выплывает из ее пучин силой божественного дуновения. По древнему верованию, земля волей Божьей вышла из морской бездны, в которой до начала мира была погружена вместе с солнцем, месяцем, звездами, молнией и ветрами.

Самая жизнь на земле зародилась с той минуты, когда внутри ее загорелся огонь, т. е. когда лучи весеннего солнца согрели мерзлую землю и пробудили в ней силу плодородия.

Существовало верование, что вселенную созидали царь-огонь и царица-вода, т. е. молния и дождь, небесный огонь солнца и живая вода весенних разливов. Замечательно, что слово «творить» указывает на воду, как на существенный элемент творчества. «Раствор» – это смесь воды с чем-нибудь сухим.

Во всех мифологиях божество весенних гроз как оплодотворитель земли и податель урожаев наделяется творческой силой. От его дыхания произошли ветры, от его слов – громы, от слез – дожди, от густых волос – облака и тучи.

Все эти сказания уходят корнями в один из древнейших мифов. На великий подвиг создания мира выступают две стихийные силы: светлая и темная. Несмотря на очевидное стремление народной фантазии возвести стародавний миф к позднейшим христианским воззрениям, вся обстановка предания указывает, что здесь идет речь о боге-громовнике (Перуне) и демоне мрачных туч:

Источник:

www.rulit.me

Легенды и мифы древних славян - просто сказки? Перуница

Легенды и мифы древних славян - просто сказки?

Боги так же реальны, как земля под ногами?

Наши предки полагали, что Боги также реальны, как земля под ногами, как воздух, которым мы дышим, как солнце, ярко катящееся по небосводу, как ветер и дождь. Все, что окружает человека – это природа, созданная Родом, это гармоничное проявление Божеского присутствия.

Воины, собираясь на битву, просили помощи у солнечных богов Хорса (Бога Солнечного Диска), Ярило (Бога Солнечного Света), Даждьбога (Бога Дневного Света). «Мы – дети и внуки Даждьбога», утверждали славянские мужчины.

Боевая славянская магия – подарок от этих ярких, солнечных, полных мужской силы Богов.

Славянские воины сражались только днём, а подготовительный обряд заключался в том, что воин, обратив свой взор к Солнцу произносил: «Как вижу я (имя) этот день, так дай мне, Всемогущий Даждьбог, увидеть и следующий!»

Каждый, живущий по законам Рода, мог обратиться к Предку – Хранителю, Чуру. Доныне сохранилось выражение – оберег: «Чур меня!»

Возможно, на самом деле Боги приходят, если их по – прежнему продолжают звать? Возможно, легенды и мифы древних славян - это не просто сказки?

Славяне считали, что часто Боги приходят в явный мир в зверином или птичьем облике.

Само слово «оборотиться» означало приобрести священное сознание и стать существом, наделенным огромной физической силой и сверхъестественными способностями.

Вот и думай после этого, есть ли Бог, если он по улице запросто гуляет!

Возможно, Боги никуда и не уходили, а просто живут рядом, ожидая, когда неверие перейдет все границы и качнется маятник вновь?

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная Сказка».

Похожие новости

2 комментария:

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник:

www.perunica.ru

Мифы и сказания Славян

Мифы и сказания Славян

В отличие от старых мифологических систем, таких как античная или индийская, славянская мифология, в особенности восточных (русских) славян, оставалась до XIX века малоизученной. Это связано как с христиа-низацией славян, в результате которой мифы были преданы забвению, так и со следствием этого процес-са - утратой первичных, оригинальных мифологических текстов.

Прошлый век был ознаменован бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии и мифологии - не только русской и общеславянской, но и праславян-ской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в разнообразных формахустного народного творчества (В.И. Даль в этой связи определял миф как происшествие или человека баснословного, ска-зочного, иносказапье в лицах, вошедшее в поверье).

На них мою теорию поставила судьба.

Порогов сих название так Лерберг объяснил,

Из языка норманнского, что спорить нету сил.

Конечно, автор греческий их мог и переврать;

Но мог, против обычая, и верно написать.

Геляндри хоть приводит он в числе славянских слов;

Источник:

slavyanskaya-kultura.ru

Владислав Артемов - Мифы и предания славян

Владислав Артемов - Мифы и предания славян

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Мифы и предания славян"

Описание и краткое содержание "Мифы и предания славян" читать бесплатно онлайн.

Мифы и предания славян

Мифы и предания многих индоевропейских народов были записаны в достаточно ранний исторический период и благодаря этому дошли до нас в более или менее полном виде. Из поэм Гомера, произведений других античных авторов мы можем почерпнуть интересные сведения об особенностях греческой мифологии. Скандинавские мифы отражены в древнеисландских литературных памятниках – сборнике мифологических и героических песней «Старшая Эдда». Арийская мифология сохранена в древних священных текстах Ведах, некогда передававшихся устно, а позднее записанных и в той или иной степени повлиявших на различные индийские религиозные традиции. Древнеиранские мифы известны из «Авесты» – священного писания древней религии зороастризма.

К сожалению, ни балтийская, ни славянская мифологии, сохранявшие много чрезвычайно архаических черт, восходивших непосредственно к периоду индоевропейской общности, не были в свое время записаны. Потому, реконструируя их сегодня, мы вынуждены довольствоваться отрывочными древними свидетельствами и восстановлением мотивов, сюжетов и даже целых отрывков мифологических текстов на основании сравнительного изучения данных устного народного творчества, обрядов и верований.

Альфонс Муха. Введение славянской литургии в Моравии

Аркадий Рылов. Закат

Мифы о сотворении мира

Предания о сотворении мира многочисленны и многообразны. Но главный миф, который лежит в их основе, принадлежит глубочайшей древности. Славяне представляли мир рождающимся из воды. Такое верование основывается на действительном, постепенном выходе суши из-под вод, ее покрывавших.

По языческим преданиям нашего народа, в творении видимого мира участвовали чистая и нечистая сила. Первая все творила прекрасно, а вторая – портила. Оба божества участвуют в творческой деятельности природы: темное – как представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов, и светлое – как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце.

В основе мифа лежит мысль о весеннем обновлении природы, о созидании мировой жизни из того омертвения и кажущегося небытия, в какое погружает ее зима. Та же мысль кроется и в славянских преданиях. В начале весны пробужденный Перун выезжает на огненной колеснице, во всем своем грозном величии, на великое дело творчества – разит громовыми стрелами толпы демонов и, рассыпая плодотворное семя дождя, засевает землю разными злаками.

Вместе с этим он выводит из-за густых туч и туманов небесные светила и как бы создает их из тех самоцветных каменьев, которые до сего времени были сокрыты демонами зимы и мрака на дне воздушного, облачного океана.

Выводя яркое, вешнее солнце, он творит белый свет, т. е. по основному смыслу этого выражения – дает миру ясные дни, а по смыслу более широкому – созидает вселенную.

Солнечные лучи топят льды и снега, претворяя их мертвые массы в шумные, многоводные потоки, и только тогда начинается земная жизнь со всей ее роскошью и разнообразием, когда выступит наконец земля из-под вод весеннего разлива и будет овеяна южными ветрами.

Именно отсюда возник миф, что земля рождается из воды и выплывает из ее пучин силой божественного дуновения. По древнему верованию, земля волей Божьей вышла из морской бездны, в которой до начала мира была погружена вместе с солнцем, месяцем, звездами, молнией и ветрами.

Самая жизнь на земле зародилась с той минуты, когда внутри ее загорелся огонь, т. е. когда лучи весеннего солнца согрели мерзлую землю и пробудили в ней силу плодородия.

Существовало верование, что вселенную созидали царь-огонь и царица-вода, т. е. молния и дождь, небесный огонь солнца и живая вода весенних разливов. Замечательно, что слово «творить» указывает на воду, как на существенный элемент творчества. «Раствор» – это смесь воды с чем-нибудь сухим.

Во всех мифологиях божество весенних гроз как оплодотворитель земли и податель урожаев наделяется творческой силой. От его дыхания произошли ветры, от его слов – громы, от слез – дожди, от густых волос – облака и тучи.

Все эти сказания уходят корнями в один из древнейших мифов. На великий подвиг создания мира выступают две стихийные силы: светлая и темная. Несмотря на очевидное стремление народной фантазии возвести стародавний миф к позднейшим христианским воззрениям, вся обстановка предания указывает, что здесь идет речь о боге-громовнике (Перуне) и демоне мрачных туч:

«В начале света благоволил Бог выдвинуть землю. Он позвал черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принести ему. – Ладно, думает сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни слова…

Господь куда ни бросит землю – она вдруг является такая ровная-ровная, что на одном конце станешь – то на другом все видно, что делается на земле. Сатана смотрит… хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил: чего он хочет? Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего сатану, и он где приляжет – там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет – там вырастет гора, где привскачет – там высунется поднебесная гора. И так, бегая по всей земле, он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и превысоких гор».

Сотворение мира в славянской мифологии также связывается с именем Сварога – бога неба и небесного огня, духовного владыки нашей вселенной. Он супруг Лады, отец Даждьбога – прародителя русичей, родоначальник большинства славянских богов.

По одним преданиям, Сварог нашел волшебный камень Алатырь, произнес заклятье, и камень стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Появилась Мать Сыра-Земля. В славянской мифологии Алатырь-камень – всем камням отец, священная скала в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. А на нем стоит мировое дерево – древо жизни, ось мира. Нижняя часть древа (корни) связана с подземным миром, средняя (ствол) – с земным, а верхняя (ветви) – с небесным, высшим. Служит он троном всем верховным богам.

По другим преданиям, до рождения света тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род. Род – родник вселенной, отец богов. Род родил Любовь – Ладу-матушку. Долго мучился Род, долго тужился. И родил он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан – море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода он, разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась. Солнце вышло тогда из лица его – самого Рода небесного, прародителя и отца богов! Месяц светлый – из груди его; звезды частые – из очей его; зори ясные – из бровей его; ночи темные – да из дум его; ветры буйные – из дыхания его; дождь и снег, и град – от слезы его; громом с молнией голос стал его – самого Рода небесного, прародителя и отца богов!

Павел Брюллов. Пейзаж с рекой

Род родил Сварога небесного. Сварог стал прокладывать путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб начинался день, а на смену дню прилетала ночь. Стал Сварог свои владенья оглядывать. Видит – Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.

– Где же мать-Земля? – опечалился он. Тут заметил: что-то в Океане-море чернеется. Это уточка серая плавает, пеной серою порожденная.

– Ты не знаешь ли, где Земля лежит? – спросил Сварог серу уточку.

– Под водой Земля, – ответила уточка, – глубоко в Океане схоронена…

– По велению Рода небесного, по хотенью-желанью сварожьему, Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула, целый год в пучине скрывалась. Как год кончился – поднялась со дна.

– Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток. Волосок всего не доплыла я…

– Помоги нам, Род! – тут воззвал Сварог. Поднялись тогда ветры буйные, расшумелось море синее… Вдунул ветром Род силу в уточку. И сказал Сварог серой уточке:

– По велению Рода небесного, по хотенью-желанью сварожьему, Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и два года в пучине скрывалась. Как срок кончился – поднялась со дна.

– Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток. На полволоса не доплыла я…

– Помоги, отец! – вскрикнул тут Сварог. Поднялись тогда вет ры буйные, и по небу пошли тучи грозные, разразилась буря великая, голос Рода – гром – небеса потряс, и ударила в уточку молния. Род вдохнул тем силу великую бурей грозною в серу уточку. И снова заклял Сварог серу уточку:

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифы и предания славян"

Книги похожие на "Мифы и предания славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Все книги автора Владислав Артемов

Владислав Артемов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Артемов - Мифы и предания славян"

Отзывы читателей о книге "Мифы и предания славян", комментарии и мнения людей о произведении.

Вы можете направить вашу жалобу на или заполнить форму обратной связи.

Источник:

www.libfox.ru

Славяне. Мифы и предания в городе Барнаул

В нашем каталоге вы сможете найти Славяне. Мифы и предания по разумной цене, сравнить цены, а также найти прочие предложения в категории Художественная литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка производится в любой город РФ, например: Барнаул, Ярославль, Краснодар.